Тур в народной поэзии — Тур в народной поэзии принадлежит к числу животных, излюбленных русской народной поэзией. Несмотря на то, что животное это давно вымерло, имя его встречается до сих пор в пословицах, песнях, былинах и обрядах как в Великороссии, так и в Малороссии. Пословицы о Тур в народной поэзии записаны в Юго-Западном крае и Галичине, т. е. в местах былого распространения Тур в народной поэзии Тур в народной поэзии в песнях и обрядах далеко выходит за пределы своего прежнего распространения. В малорусских песнях Тур в народной поэзии сохранился в свадебных и колядках, обыкновенно в связи с охотой на него. В великорусской народной поэзии Тур в народной поэзии встречается в былинах о Добрыне и Марине, о Василии Игнатьевиче и Соловье Будимировиче. В обрядах Тур в народной поэзии главным образом является в ряженье "туром" на святках. А. Н. Веселовский возводит этот обычай к римскому ряженью теленком, но обрядовое ряженье быком есть и в других культах, например в буддийском. В связи с ролью Тур в народной поэзии в обряде находится название майских праздников у словаков, поляков и галицких русских "турицами". О языческой игре "туры" упоминает львовский Номоканон X V II в. Игра в Тур в народной поэзии сохранилась в русском Подлясье до сих пор и описана г. Мошковым. Игра эта примыкает к играм, имеющим брачный характер. Тур в народной поэзии в ней является человекоподобным. Проф. Сумцов считает Тур в народной поэзии русской обрядности заменяющим быка обрядностей других народов. Имя Тур в народной поэзии оставило след в древнерусских личных именах, равно как в географической номенклатуре Ср. Сумцов, "Тур в народной поэзии в народной поэзии". ("Киевск. ст.", 1887, январь); Мошков, "Игра в Тур в народной поэзии" ("Живая старина", 1892 г., вып. III); Beceловский, "Разыскания из обл. русск. духовн. ст." (VI—X).
Н. К—а.