Тверитинов

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТВА
ТВЕ
ТВИ
ТВО

Тверитинов Дмитрий Евдокимович — московский еретик, родом из Твери; был сначала стрельцом (и назывался Дерюшкиным), потом перешел в чернослободцы. Около 1692 г. Тверитинов пришел в Москву и, чтобы снискивать себе пропитание, служил у иноземцев разных религий. Когда в Немецкой слободе в 1700 г. открыта была первая частная аптека Грегори, туда поступил Тверитинов "искать науки у дохтуров и лекарей". Учась лекарскому искусству, Тверитинов усвоил многие из протестантских воззрений и впоследствии к ним прибавил свои домыслы. Тверитинов отрицал авторитет церковного предания, отвергал значение церкви с ее иерархией, соборами и св. отцами, говоря: "я де сам церковь, во Христе все — цари и иереи"; признавая единственным ходатаем Иисуса Христа, Тверитинов отрицал всякое посредничество между человеком и Богом, ходатайство ангелов, Богоматери и святых, отвергал почитание их, равно как и молитву за умерших; отрицал таинства, под крещением разумея только крещение Духом, под евхаристией — только воспоминание о жертве Спасителя; отрицал чудеса, обряды, почитание икон, креста, мощей, посты, монашество и другие установления церкви. От протестантизма учение Тверитинов существенно отличалось тем, что он не принял основного догмата протестантов — об оправдании одною верою, а напротив, говорил, что человек спасается единственно по своим делам и заслугам. Тверитинов пользовался всяким случаем, чтобы распространять свои воззрения. Если больной просил у него лекарства от глазной или зубной боли, он с насмешкой советовал ему сделать серебряный глазок или зубок к образу св. Ипатия или Антипия чудотворца; если заставал больного за чтением церковной книги, то отговаривал от чтения, утверждая, что в Библии находится все нужное для спасения; при виде постной пищи вооружался против постов; встречаясь с людьми, интересовавшимися богословскими вопросами, заводил речь о догматах, отличавших православную церковь от протестантской, и, смотря по обстоятельствам, то прямо критиковал православное учение, то представлялся сомневающимся. В переднем углу квартиры Тверитинов вместо иконы находился лист с начертанными на нем двумя первыми заповедями. В особых тетрадях Тверитинов собрал до 500 библейских текстов, разделив их на группы в доказательство отдельных протестантских мнений и каждую группу отметив особыми надписями вроде следующих: "о идолех языческих" — против иконопочитания, "о тлении человеческого естества" — против чествования св. мощей и др. Эти тетради вместе с переведенным на русский язык Лютеровым катехизисом он давал читать и списывать. Многие принимали учение Тверитинов и в свою очередь распространяли его. В течение 10 лет Тверитинов приобрел не одну тысячу единомышленников в Москве, Серпухове и других местах. Наиболее ревностными из них были его двоюродный брат цирюльник Фома Иванов и фискал Михайло Андреев Косой. С 1713 г. началось следственное дело о московских еретиках. Следствие, произведенное духовным начальством при содействии Преображенского приказа, обнаружило виновность Тверитинов и некоторых других. Петр Вел., удовольствовавшись отречением их от еретических мнений, поручил Стефану Яворскому присоединить их к церкви без дальней проволочки. Вопреки царской воле Стефан заключил обвиняемых в монастыри, продолжал следственное дело и обнародовал "увещание к православным", приглашая всех, кто знает что-нибудь о Тверитинов и его единомышленниках, объявлять о том "освященному собору". Сильно повредил своим товарищам Фома Иванов, находившийся на покаянии в Чудовом монастыре: он рассек косарем в церкви образ св. Алексея-чудотворца. В 1714 г. московский собор предал еретиков проклятию и отдал их гражданскому суду. 30 ноября 1714 г. Фома Иванов по царскому указу сожжен был в срубе на Красной площади. Прежде чем гражданский суд произнес свой приговор над Тверитинов и его "богопротивной компанией", дело о нем опять потребовано было в С. - Петербург; самого Стефана Яворского звали "к ответу о бывшем соборе". В 1718 г. Тверитинов был освобожден на поруки и впоследствии, раскаявшись в своих заблуждениях, ходатайствовал о полном прощении. Св. Синод в 1723 г. определил разрешить его от церковного проклятия, и он был принят в церковное общение. Для пресечения еретической пропаганды Стефан Яворский и инок Пафнутий вступили в полемику с взглядами Тверитинов и с протестантским учением: первый написал "Камень веры", второй — "Рожнец духовный". Ср. Ф. Терновский, "Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан Яворский и Дмитрий Тверитинов" ("Прибавления к творениям св. отцев", ч. XXI, М., 1862); его же, "Московские еретики в царствование Петра I" ("Правосл. обозрение", 1863, №№ 4, 5 и 6); Н. Тихонравов, "Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский" ("Русский вестник", 1870, № 9; 1871, №№ 2 и 6); "Памятники древней письменности. Дело Тверитинов" (СПб., 1882); Д. Цветаев, "Дело Тверитинов" ("Православное обозрение", 1883, № 8); С. Соловьев, "История России" (186 6, т. XVI, стр. 336—344); И. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1888); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (вып. IV, M., 1893).

Тверская губерния (дополнение к статье) (см.). — По данным переписи 1897 г. в Тверитинов губ. было 1769135 жителей, из них в городах 154769; свыше 10 тыс. жителей имели Тверь (54), Ржев (21), Вышний Волочек (17), Торжок (13) и Осташков (10). Распределение населения по уездам см. "Россия" (см.). По данным центр. стат. ком. в 1905 г. в Тверитинов губ. было 2037200 жителей. Карел 117679, или 6 %; остальное население, за незначительными исключениями, великорусское. В 1906 г. на СЗ губернии открыта новая железная дорога, соединяющая ст. Бологое (Никол. ж. д.) с г. Осташковым.

Смотрии так же...