Тваштр

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Т ТА ТВ ТЕ ТЁ ТЗ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТШ ТЩ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТВА
ТВЕ
ТВИ
ТВО

Тваштр или Тваштар (Tvashtr) — один из индийских богов древней ведийской эпохи. Имя его упоминается в Ригведе около 65 раз, но гимна, специально ему посвященного, нет ни одного. Образ его довольно бледен и неопределенен. Он держит в руке железный топор, впрягает двух коней в свою колесницу, ярко сияет и обладает прекрасными руками (как Савитр). Некоторые черты Тваштр напоминают греческого кузнеца-художника Гефеста. Подобно последнему, Тваштр — искусный мастер, умеющий делать разнообразные предметы: так, он сделал палицу Индры, железный топор Брахманаспати. Он обладает сосудами, из которых пьют боги. Атхарва-веда изображает его стариком, несущим чашу здоровья, полную Сомой (снова черты, напоминающие Гефеста — виночерпия богов). Он же создал быстрого коня и дает коням быстроту. Тваштр наделяет все существа их формой и развивает зародыш в утробе матери. Эти свойства приписываются ему и в позднейших ведийских текстах. Отсюда приложение к нему в Ригведе эпитета вишварупа (санскр. vi ç vаruра — принимающий всякие формы), более частое, чем по отношению к другим богам. Как создатель живых форм, Тваштр часто изображается покровителем рождений, дарующим потомство. Он создал друг для друга мужа и жену, а также всяческих животных, принадлежащих ему и питаемых им. Он всеобщий отец, ибо создал весь мир, и праотец человечества, ибо первые люди, близнецы Яма и Ями — дети его дочери Саранью, жены Вивасвата. Бог ветра Ваго — его зять, а Брхаспати — родной сын. Агни, произведенный десятью пальцами Тваштр, — также потомок Тваштр, произведшего его вместе с небом и землей, водами и полубожественными гениями или жрецами огня — бхргу. Индра также иногда называется сыном Тваштр Тваштр — страж божественного напитка Сомы, называемого "медом" Тваштр У Тваштр есть сын Вишварупа ("всеобразный"), страж коров (см. выше). Индра враждует с сыном Тваштр из-за этих коров, как с самим Тваштр из-за Сомы. В сравнении с Индрой Тваштр изображается существом низшего могущества и силы, дрожащим от страха перед гневом Индры, не способным выполнить подвиг, заданный ему Индрой. Тесно связан Тваштр с небесными женщинами, женами богов, наиболее частыми его спутницами. Главным образом он упоминается вместе с богами родственного характера — Пушаном, Савитром, Дхатром, Праджапати. В некоторых текстах Тваштр отождествляется с Савитром и Праджапати, в других — с Вишвакарманом, представителями творческой, плодотворящей силы. В позднейшей мифологии Тваштр является одним из двенадцати светлых божеств адитья, а в Магабхарате и Бхагавата-пуране, один или два раза — олицетворением солнца. Тваштр — первый или первородный, идущий впереди, знающий царство богов, идущий в жилище богов между небом и землей; он обладает прекрасным здоровьем и раздает благополучие и долговечность; его умоляют даровать богатства. Значение самого имени Тваштр, по-видимому — "художник, мастер, творец". Неопределенность и смутность этого мифологического образа дала повод к различным его объяснениям. Кэги считает его вместе с другими, столь же темными мифологическими образами остатком древнего класса божеств, вытесненного и затемненного позднейшими. Кун ввиду близости Тваштр к Савитру думал, что Тваштр —олицетворение солнца, но потом, кажется, оставил этот взгляд. Людвиг считает его богом года, а Ольденберг — чистой абстракцией, выражающей определенную деятельность. Гиллебрандт, Гарди и Макдонель возвращаются к старому взгляду Куна, что Тваштр — солнечное божество. Весьма вероятно, что Тваштр в доведийский период представлял собою творческий характер деятельности солнца. Что касается чаши Тваштр с Сомой, то взгляд Гиллебрандта, считающего ее образом луны, является наиболее вероятным. Литературу см. Macdonell, "Vedic mythology", 38, в "Grundriss der indoarischen Phil o logie" Бюлера, т. III, вып. 1 (Страсбургу 1897).

С. Б—ч.

Смотрии так же...