Сколии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СКА
СКВ
СКЕ
СКИ
СКЛ
СКО
СКР
СКУ
СКЬ
СКЮ

Сколии (σκόλια или σκολιά sc. μέλη) — в древнегреческой поэзии песни, исполнявшиеся на пирах и представлявшие собою особый вид лирики не по содержанию или литературной форме, а по способу исполнения. Толкование этого термина основывается на противоположении слова σκολιός (косой) слову όρθός (прямой). Энгельбрехт подразумевает под Сколии произведения народной поэзии, не ограниченные определенным характером (содержанием, nullo certo more astricta), в противоположность όρθά μέλη, т. e. дидактическим стихотворениям. Ганузен видит в Сколии застольные песни, исполнявшиеся участниками пира не в круговом порядке, а как попало: отсюда термин "кривые песни". Другие сопоставляют понятие σκόλιον μέλος с δόχμιος ρυθμός, т. е. придают слову σκόλιον значение музыкального термина (Евстафий, Крист). Сколии пелись в таком порядке: один из пирующих брал в руки миртовую или лавровую ветвь и иногда бокал вина и запевал небольшую песню, либо по собственному выбору, либо по указанию других участников пира, после чего передавал ветвь другому из пирующих, который должен был пропеть другую песнь или же продолжал начатую; при этом допускались импровизации. Два места в комедиях Аристофана живо иллюстрируют исполнение Сколии в V в. до Рождества Христова: это стихи 1217 и сл. комедии Осы и стихи 1358 и сл. комедии Облака. Содержание Сколии было весьма различно и часто не имело никакого отношения к удовольствиям пира; наряду со сколиями веселого характера попадаются дидактические стихотворения, гимны какому-нибудь богу, произведения, прославляющие какое-либо событие или героев; нередко также в качестве Сколии исполнялись избранные места из произведений знаменитых лирических поэтов (Алкея, Анакреонта, Симонида), преимущественно элегиков и меликов, позднее даже лирические партии из наиболее популярных трагедий и комедий. Вообще застольные песни находились под влиянием эолической и ионической лирики и отличались простотою и бедностью формы и содержания. Любимыми темами были песни о Гармодии и Аристогитоне, Эанте и Теламоне, Адмете, Кедоне. Сборник Сколии под заглавием "Άττικά σκόλια" (25 строф) сохранился у Афинея (см.). Ср. Engelbrecht, "De Scoliorum poesi" (Вена, 1882); Hanusen, в "Philolog. Anzeig." (XII, стр. 289 и сл.); Ilgen, "Scolia" (Иена, 1798); Reitzenstein, "Epigramm und Skolion" (Гиссен, 1893).

Н. О.

Смотрии так же...