Скарга

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СКА
СКВ
СКЕ
СКИ
СКЛ
СКО
СКР
СКУ
СКЬ
СКЮ

Скарга

Повенский (Петр) — иезуит и проповедник польского короля Сигизмунда III. Он восставал против польских порядков, требуя подчинения светской власти — власти духовной, короля — папе; с другой стороны, он настаивал на необходимости усиления королевской власти. Успел Скарга только в одном: он воспламенил религиозную нетерпимость в католическом населении, повлекшую за собою гонение на православное население в Польше и Литве. Соч. Скарга: панегирик унии, озаглавленный "О iednosci kosciola Bozego" (Варшава, 1590; русск. перев. в VII т. "Историч. библиот.") и 2) Слово Скарга по случаю взятия Баторием Пскова. Оно делится на три части: в двух первых содержатся исторические и догматические исследования о разделении церквей, в третьей доказывается, что по трем причинам в русской церкви порядка быть не может. Эти причины следующие: 1) брак священников, которые пекутся только о мирском, а не заботятся о пастве; от этого вся наука на Руси упала и попы "омужичились"; 2) язык славянский; греки обманули русских, не дав им своего языка, ибо только при знании латинского и греческого языка можно быть компетентным в вере и науке. На славянском языке никто не пишет, и не слыхать, чтобы у русских кто знал греческий язык, старый и новый, а у католиков по всему свету один язык, и индеец-христианин может говорить с поляком о Боге; 3) унижение духовенства через вмешательство в дела церковные лиц мирских. Указывая на выгоды от унии, духовные и мирские, Скарга утверждает, что для унии нужно только: 1) чтобы митрополит Киевский принимал благословение не от патриарха, а от папы, 2) чтобы каждый во всех "артикулах" веры был согласен с римскою церковью и 3) чтобы признавалась верховная власть Рима как столицы. Обряды у униатов могут оставаться те же, какие были до воссоединения. В этом же сочинении Скарга высказывает взгляд на унию как на переходное состояние; для распространения ее прямо рекомендуются и средства насильственные — лишение выгод за упорство в вере отцов. Скарга играл очень видную роль на Брестском соборе 1596 г. В то время как собравшиеся на соборе, разделившись на две партии, спорили, Скарга убеждал князя Острожского и его сына присоединиться к унии, что дало повод экзарху Никифору заметить: пусть Скарга придет на собор и спорит с людьми учеными; зачем он напустился на людей неученых в богословии? В 1597 г., одновременно с православным "Ekthesis", Скарга сочинил свое, в католическом духе написанное описание Брестского собора. Против этого сочинения появился "апокрисис" Христофора Филалета (псевдоним), о котором существует у нас целая литература. Когда в 1610 г. явилось сочинение "Плач восточной церкви" (под псевдонимом автора Т. Ортолога скрывался Мелетий Смотрицкий), Скарга противопоставил ему "Предостережение Руси о жалобах и воплях Ортолога". Пр. Филарет Черниговский упоминает еще об одном соч. Скарга — "Фундамент веры".

Н. Б—в.

Смотрии так же...