Скамбха

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СКА
СКВ
СКЕ
СКИ
СКЛ
СКО
СКР
СКУ
СКЬ
СКЮ

Скамбха (санскр. Skambha = подпора, столб) — в индийской мифологии ведийского периода олицетворение абстрактного понятия "опоры, поддержки", прославляемое в одном гимне Ахтарва-веды как верховное божество. Скамбха изображается здесь, подобно Пуруше (см.), существом громадных размеров, заключающим в своих членах не только различные части мира материального, но и разные абстрактные свойства и понятия: аскетическое рвение, веру, истину, подразделения времени и т. д. Скамбха отличается от Праджапати (см.) и стоит выше его. В нем заключены тридцать три божества, возникших из небытия, образующего самый верхний член Скамбха и входящего в его состав вместе с бытием. Боги, составляющие часть Скамбха, как ветви — дерева, обязаны чтить его и приносить ему дань. Скамбха отождествляется с Индрой и, по-видимому, также и с высочайшим Брахмой, который, однако, в других стихах того же гимна представляется рожденным из труда и аскетического рвения, составляющего только один из атрибутов Скамбха По мнению Гольдштюкера, Скамбха изображает "опору всего мира во всех физических, религиозных и пр. смыслах"; "опора" эта представляется первичным божеством или первичным знанием (veda), нeвидимым, но реально существующим и тождественным с брахманом (в ср. роде); из этого пра-знания возникли не только все боги, миры, религиозные церемонии и пр., но и существующие три главных веды, а также и Ахтарва-веда.

Скамбха Б—ч.

Смотрии так же...