Сет

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сет — древнеегипетское божество: сын Кеба (земли) и Нут (неба), брат и муж Нефтиды (см.), восьмой из девяти великих египетских богов, брат и противник Осириса (см.), а потому и главный враг душ умерших во время их загробных скитаний. Был, вероятно, олицетворением враждебной плодородию пустыни; его имя еще в древнейших надписях определялось иероглифом камня. По убиении Осириса царствовал над вселенной 350 лет, пока возмужавший Гор (см.) не вступил с ним в борьбу, окончившуюся третейским судом Тота и примирением противников, между которыми было разделено господство над Египтом. Сет досталась в удел дельта. Наравне с Гором Сет считался покровителем Египта и царского дома; фараоны признавали себя его наследниками, что выражали в своем титуле и в изображениях своих между двумя божествами. Считаясь врагом Осириса и покровительствуемых последним покойников, Сет не имел, однако, характера злого бога-демона, врага жизни: он считался только олицетворением силы (отсюда его постоянный эпитет: "великий силой"), был богом войны и покровителем воинственных азиатских народов, почему отождествлялся с Ваалом; его культ был особенно распространен в воинственное время XVIII и XIX дин., когда цари даже принимали его имена (Сети I и II, Сетнахт), не смея, однако, идти с ними пред престол Осириса и меняя их перед смертью на Осири. Не был Сет и врагом света: он считался спутником Ра при его плавании по небесному горизонту; его священное фантастическое животное изображалось везущим солнечную барку, а он сам участвовал в поражении врагов Ра. Только в последние времена египетской культуры, начиная с саисской эпохи, когда культ Осириса, сделавшегося окончательно национальным богом, получил первенствующее значение, Сет, как его враг и к тому же покровитель утеснявших Египет иностранцев, подвергся преследованию и сделался предметом отвращения, чем-то вроде диавола. Имя его выскабливалось, изображения уничтожались; он был вычеркнут из списка девяти божеств и заменен Тотом или Гором. Нередко вместо его имени писали "злодей", или "пустое место", или Тебха-Тифон. — Изображался Сет в виде какого-то фантастического животного с длинными прямостоящими тупыми ушами и поднятым вверх длинным хвостом, а также в виде человека с головой этого животного и короной на ней. В Птолемеевское время часто изображался в виде гиппопотама. Почитался Сет как главный местный бог в самом южном номе (Nubt) и назывался поэтому "Нубти" и "владыкой южной страны", а также в самой вост. части Дельты, в Танисе и Аварисе; имел также храмы в Фивах и Мемфисе. См. Pleyte, " S ur quelques monuments relatifs au dieu Set" (Лейден, 1865); "Set dans la barque du Soleil" (1865); Ed. Meyer, "Set-Typhon" (Лпц., 1875).

Смотрии так же...