Серапис

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Серапис (Σέραπις, Σάραπις, Σόραπις) — египто-эллинистическое божество. По словам Плутарха, Птолемей I видел во сне колоссальную статую бога, которую один бывалый грек признал синопским Плутоном, а египетский верховный жрец Манефон (см.) — Серапис, египетским Плутоном. Имя Серапис встречается в надгробных и вотивных египетских надписях еще до персидского времени в форме Осири-Апис (т. e. сочетание имени мемфисского бога с его живым подобием и символом — аписом). Мифологически и догматически Серапис совершенно соответствует Осирису; святилища последнего, особенно с реликвиями, в Мемфисе и вообще в Египте стали называться Серапионами. При них стали селиться отшельники, принимавшие на себя все роды подвижничества и не выходившие из затвора по многу лет. Они принадлежали не только к египтянам-туземцам, но и к грекам, среди которых сильно распространялся новый культ туземного по сущности, но греческого по внешности бога. Его изображали в виде мужчины средних лет, с прической и бородой Зевса, со скипетром в руках и орлом у ног, часто на троне; иногда, как у Плутона, волоса его ниспадают на лоб, и у ног его Цербер. На голове — корзина, символ обилия, а иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа, таким образом, отождествляли с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Его греческая внешность была причиной быстрого распространения его культа по греко-римскому миру во время увлечения восточными религиями. Триада из Сераписа, Исиды и Гарпократа совершенно соответствовала триаде из Осириса, Исиды и Гора. Культ Серапис проник и в Афины; у подножия акрополя возник храм Серапис В Беотии он появился в 216 г.; на Делосе был Серапеум, надписи которого восходят к началу II в. до Рождества Христова: в Смирне и Галикарнасе ему поклонялись уже в III в., в Южн. Италии — в первой половине II в. В самом Риме во время Суллы образовалась коллегия пастофоров Осириса; египетский культ скоро проник в Капитолий; однако долго он не мог стать здесь твердой ногой, нередко изгонялся и подвергался преследованиям, особенно при Тиверии, когда несколько тысяч последователей восточных культов были сосланы в Сардинию, в местности с нездоровым климатом. Культу Серапис покровительствовали Нерон и особенно императоры Флавиева дома, считавшие себя достигшими власти благодаря его покровительству. Полного торжества Серапис достиг при Антонинах и при Каракалле, который сам служил египетским богам в качестве жреца. В Риме открыто несколько храмов Серапис, а также много относящихся к нему надписей и памятников. Многочисленные египетские древности, находимые в Галлии, Британии и даже на юге России (между прочим, в Пантикапее — золотое кольцо с бюстом Серапис), также указывают на распространенность египетских культов, заносившихся купцами и солдатами. Догмат Серапис, будучи, в общем, осирисовым, имел более пантеистический характер. Серапис — принцип влаги, источник производительности, мужской принцип природы. Известна приближающаяся к монотеизму формула: "Серапис — единый Зевс". Праздники и мистерии в честь Серапис-Осириса, описанные Апулеем, производили потрясающее впечатление на их адептов. Они имели целью вырвать человека из общества, ввести его в непосредственное общение с божеством и положить для него начало новой жизни. Со второго века от Рождества Христова культ Серапис вступил в борьбу с христианством и хотя не устоял в ней, но успел заимствовать от него некоторые нравственные принципы, влияя на него, в свою очередь, в смысле образования ересей, а может быть, и в смысле распространения аскетизма. Серапис, упоминаемый у Плутарха (Alex. 76) и Арриана (Anab. VII, 26) как вавилонский бог, к которому обращались по смерти Александра Вел., как доказал Леманн ("Zeitschr. f. Assyriol." 12), есть вавилонский бог Еа с эпитетом "Сарапси" = царь бездны. См. Lafaye, "Hist. du culte des divinit é s d'Alexandrie hors de l'Egypte" (П., 1883); Drexler, "D. Cultus d. Aegypt. Gottheiten in d. Donaul ä ndern" (Лпц., 1890).

Смотрии так же...