Серапион, епископ Тмуитский один из замечательных литературных деятелей начала IV в. Сведения о личности Серапион весьма скудны, несмотря на то, что западная церковь очень рано причислила его к лику святых. Около 282 г. Серапион был назначен начальником огласительного Александрийского училища. Во время арианских смут Серапион оставил эту должность и удалился в пустыню, чтобы вести созерцательную иноческую жизнь, преимущества которой он красноречиво описал в "Письме к монахам" (Έιστολη πρός μοναζοντας). Слава аскетических подвигов привлекала к нему целые толпы любителей отшельничества. В короткое время сгруппировалась около Серапион монашеская община в 10000 чел. Св. Антоний находился в "искренней дружбе" с Серапион, поверял ему свои видения и, умирая, оставил ему свою милоть, a Серапион составил житие Антония, известное пока только в славянском переводе. От Серапион сохранилось также известное только на коптском языке житие св. Макария Вел. Составленные им "Монашеские правила" (Regula ad monachos) дошли до нас в латинском переводе. Когда в 326 г. св. Афанасий вступил на александрийскую кафедру, он скоро вызвал из пустыни своего "друга и товарища" Серапион и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте). Серапион был в числе тех ста египетских епископов, которые подписались под оправдательным в защиту св. Афанасия посланием ко всем православным епископам, и выступил горячим его сторонником и пред собором Сардикийским в 347 г. В 355 г. Серапион от лица египетских православных епископов отправился ходатайствовать за св. Афанасия к имп. Констанцию и этим навлек на себя гнев императора, по приказанию которого подвергся ссылке. Из места ссылки, как полагают, Серапион написал письмо к епископу Евдоксию, в котором говорит о прочности и непоколебимости церкви Христовой среди тяжких гонений и испытаний. Вскоре Серапион получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру. Год кончины Серапион неизвестен; одни полагают, что Серапион скончался ранее Селевкийского собора 359 г.; другие относят его смерть к 366 г. Кроме названных сочинений, блаж. Иероним приписывает Серапион "Книгу против манихеев", "Книгу о надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". "Книга против манихеев" (Liber adversus manicheos) состоит из XXVII глав и впервые стала известна ученому миру в извлечениях некоего Сикста Синенского. Полный латинский перевод ее, сделанный в XVI в. Франциском Туррианом, напечатан в первый раз Генр. Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев" Серапион, кроме блаж. Иеронима, говорят св. Епифаний в своем сочин. "О ересях" и патр. констант. Фотий, поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским. "Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды Серапион по изучению Св. Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат ни малейшему сомнению. Архиеп. Филарет Черниговский указывает толкования Серапион в своде толкований на осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской св. Марка (№ 15). Проф. Дмитриевскому известны толкования Серапион в своде на пятокнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216). О третьем сочин. Серапион, "Полезные послания к разным лицам", мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем Серапион к епископу Евдоксию и к монахам. Христианская древность считала Серапион весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширною для своего времени эрудицией. Проф. Дмитриевский нашел в пергаментной рукописи Х — XI в., принадлежащей библиотеке лавры св. Афанасия на Афоне, сочинение Серапион литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое проф. Дмитриевский называет Евхологием, важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока — Василия Вел. и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". За древность "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий. См. архиеп. Черниг. Филарет, "Историческое учение об отцах церкви" (т. II, СПб., 1882); А. Дмитриевский, "Евхологион IV века Сарапиона, еписк. Тмуитского" ("Труды Киевской дух. академии", 1894, февраль).