Сепаратные законы и указы — законы или высочайшие указы, состоявшиеся по частным делам. В дореформенной России перенос дел на разрешение или утверждение верховной власти практиковался весьма часто. Во-первых, целый ряд дел по самому существу своему требовал разрешения со стороны императорской власти; в разные эпохи круг этих дел подвергался довольно существенным изменениям, весьма медленно сокращаясь в объеме. Во-вторых, каждое дело на которое не находили "ясного и точного" закона или по которому в сенате не составлялось узаконенного большинства голосов, переносилось на разрешение верховной власти. Сепаратные законы и указы указы фактически являлись обычною формою нашего текущего законодательства почти до самого издания Свода Законов (1832 г.), значительная часть общих положений которого извлечена Сперанским из указов, состоявшихся в разрешение частных случаев. Уже в эпоху составления Свода верховная власть относилась к Сепаратные законы и указы указам и проводимым в них юридическим началам с известным недоверием, постоянно подтверждая, что Сепаратные законы и указы указы не имеют силы закона и не могут служить основанием для решения дел подобных (Св. Зав. т. I, ч. 1, Зак. Осн. ст. 67, 69. 70). В настоящее время различают Сепаратные законы и указы указы, состоявшиеся в отмену (для какого-либо случая) общих законов (так назыв. диспенсации) — напр., утвержденные высочайшей властью уставы акционерных обществ, которыми, в изъятие из общего правила ст. 2160 Закон. Гражд., отдельным обществам разрешается выпустить акций на предъявителя, — и указы, состоявшиеся в разъяснение какого-либо закона, — напр., если при толковании его в одном из старых общих собраний сената возникло разногласие. Первый род указов не допускает распространительного применения на аналогические случаи; Сепаратные законы и указы указам второго рода, вопреки устаревшим постановлениям Свода, в настоящее время придают решающее значение для дел, подобных тем, которые были разрешены верховною властью .
Н. Л.