Сенат в Польше

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сенат в Польше во многих отношениях соответствовал палате лордов в Англии. Подобно тому, как собрания прелатов и баронов в Англии, составившие впоследствии палату лордов, представляли собою общественный элемент в государственном управлении, в Польше такое значение имела королевская рада (совет), из которой с течением времени образовался сенат. Как в Англии, так и в Польше эти собрания при короле, восходившие к весьма древним временам, находились в более или менее непосредственной связи с общенародными вечами. Особое значение Сенат в Польше в Польше, как и верхней палаты в Англии, появилось лишь после того, как рядом с этими установлениями возникла вторая палата, более народная по составу. Королевский совет в Польше состоял из высших чинов государства: воеводы, казначея, канцлера, коморников, высшего дворового судьи и т. д.; он собирался в случаях надобности, по усмотрению короля. С появлением в Польше "посольской избы" значение королевской рады неминуемо должно было уменьшиться. Пока паны, входившие в состав рады, были единственными представителями общественного элемента в делах управления, они проявляли большую деятельность, делились на партии, враждовавшие между собою, и приходили даже в столкновение с королевскою властью (при Казимире Ягеллончике); но с конца XV в. члены рады ("советники") являлись на съезды и действовали на них безо всяких признаков прежней самостоятельности; согласие их на издание новых законов не требовалось. В конце XV и начале XVI в. королевская рада начинает обозначаться как "сенат"; полное образование Сенат в Польше в Польше относится к половине XVI в. В 1501 г. Сенат в Польше сделал попытку вернуть себе влияние на государственное управление: при избрании короля Александра последний подписал в Мельнике акт, по которому Сенат в Польше получал высшую власть в государстве, а король только председательствовал в собраниях Сенат в Польше, обнародовал и приводил в исполнение его постановления; органы исполнительной власти в каждой земле подчинялись особым сенатским комиссиям, в состав которых входили местные епископ, воевода и каштелян. Когда Александр на некоторое время оставил Польшу, он передал управление государством Сенат в Польше; но последний не сделал из этого полномочия никакого употребления, не сумел обратиться в исполнительную власть и пригласил короля возможно скорее вернуться в Польшу. Ввиду обнаружившейся неспособности Сенат в Польше к управлению мельницкая привилегия фактически оказалась неисполненной. Желая, однако, быть чем-нибудь поболее простого совета, Сенат в Польше стал стремиться к тому, чтобы по крайней мере сохранить за собою право постоянного контроля над всеми действиями короля. Коронные имения были отданы под надзор Сенат в Польше, который назначил комиссию сенаторов-резидентов при короле; назначение канцлера и подканцлера должно было происходить по совету сената. В то же время по конституции "nihil novi" (1505 г.) сенат получил и de jure такие же права участия в законодательстве, какими пользовались сеймики и сеймы. По статуту 1505 г. Сенат в Польше, состоящий из высших духовных и светских должностных лиц, назначавшихся пожизненно королем, составил верхнюю палату польского сейма (см.); при издании законов согласие Сенат в Польше требовалось наравне с согласием посольской избы, причем, как и в посольской избе, необходимо было единогласное решение. Совещания Сенат в Польше могли происходить на сейме и вне сейма, причем вне сейма король мог совещаться либо со всеми сенаторами, как это бывало тотчас после сеймов и в некоторых других случаях, либо с немногими сенаторами, постоянно находившимися при его особе. Обе палаты польского сейма были обречены на антагонизм: Сенат в Польше, более древний, чем посольская изба, смотрел с неудовольствием на возникновение последней. При Сигизмунде II Августе (1548 — 72) сенат все более и более играл самостоятельную роль и по отношению к королевской власти, и по отношению к посольской избе: он только и делал, что оказывал сопротивление так назыв. "направе речи посполитой". Число сенаторов не всегда было одинаково. При короле Августе III (1733 — 63) в Сенат в Польше заседали 2 архиепископа, 15 епископов, 6 воевод, 3 равные им по достоинству каштеляна и 1 староста, 37 каштелянов и 10 министров. Обязанности сенаторов, как видно из присяги их, которую они приносили в присутствии короля, состояла в постановлении справедливых приговоров, хранении государственных тайн и верной службе королю и Речи Посполитой. Участие Сенат в Польше в сеймовых совещаниях заключалось в следующем: до собрания сейма король посылал ко всем сенаторам циркулярные грамоты и требовал их мнения о предстоявших на сейме делах; на самом сейме после прочтения королевской пропозиции сенаторы в присутствии послов подавали свое мнение, не имевшее решающего значения; для составления будущих конституций назначалась особая сенатская депутация; несколько дней проходило в общих собраниях сенаторов и послов, а затем послы начинали отдельные совещания; принятые посольскою избою решения должны были быть одобрены и в Сенат в Польше, после чего получали силу закона. По конституции 3 мая 1791 г. законы, принятые посольской избой, должны были идти на утверждение избы сенаторской, которая могла остановить их действие до следующего ординарного сейма; если же последний вторично принимал какой-либо закон, то Сенат в Польше должен был утвердить его. Некоторые вопросы должны были решаться большинством голосов соединенных изб; вообще, все вопросы в Сенат в Польше должны были решаться большинством голосов, простым, или 2/3, или 3/4. Председателем Сенат в Польше являлся король, который в случае разделения голосов поровну давал перевес той стороне, к которой примыкал. Введенная в 1815 г. конституция Царства Польского также устанавливала образование сейма из двух "изб": Сенат в Польше и палаты представителей. Сенат в Польше составлялся из членов царствующего дома, епископов, воевод и кастелянов: сенаторы пожизненно назначались царем из числа лиц, имевших 35 лет от роду и плативших ежегодно подати в размере 2000 польск. флоринов, — из двух кандидатов, представленных самим Сенат в Польше (кроме сенаторов первых двух категорий); число их не должно было превышать половину числа членов палаты депутатов. На обязанность Сенат в Польше возложено было предание суду высших чинов по предложению царя или наместника или по обвинению их палатою представителей, а также окончательное постановление о правильности выборов на местных избирательных съездах. От царя зависело внесение законопроектов в ту или другую палату, за исключением финансовых, сначала рассматривавшихся обязательно палатой депутатов. В этом виде польский Сенат в Польше просуществовал до восстания 1830 г. См. Польская конституция 1791 и 1815 гг.

Смотрии так же...