Седулий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Седулий (Sedulius) — один из известнейших христианских поэтов. Расцвет славы Седулий совпадает с правлением Феодосия Младшего и Валентиниана, что позволяет отнести время его рождения ко 2-й половине IV в. Родиной Седулий был, вероятно, Рим, во всяком случае — Италия. Закончив образование, Седулий отправился в Грецию, где под влиянием своего друга, Македония, поступил в духовное звание и, вероятно, получил сан священника. В Греции же Седулий составил свою большую поэму "Carmen Paschale" (Пасхальная песнь, в 5 книгах), которую посвятил Македонию. В напыщенном прозаическом предисловии Седулий воздает хвалу Богу, "приправившему небесной солью его неразумный дух и совлекшему туман с его сердечных очей", и объясняет название своего труда. Во вступлении к 1-й кн. поэт оправдывает появление поэмы тем, что содержание ее стоит неизмеримо выше всей языческой поэзии, прославлявшей безнравственность. Затем следует молитвенное обращение к Богу, с просьбой указать поэту надлежащую дорогу. Излагая ветхозаветную историю, Седулий выбирает из нее преимущественно такие события, которые преобразовали новозаветную историю, и толкует их мистически. Кончив судьбой пророка Даниила, Седулий говорит, что все покорно Божией воле, кроме человека. Отсюда естественный переход к изложению ересей Ария и Сабеллия. Заканчивается 1-я книга перечислением евангелистов с их символами: число их сравнивается с временами года, а 12 апостолов сопоставляются с числом месяцев и часов во дне. Во 2-й кн. говорится о необходимости искупления и рассказывается земная жизнь Спасителя, кончая объяснением "Отче Наш". В 3-й и 4-й книгах излагаются чудеса и беседы Христовы, преимущественно по евангелию от Матфея. Заканчивается 4-я книга рассказом о входе Господнем в Иерусалим, после чего ставится риторический вопрос язычникам, какому их царю оказывались когда-либо подобные почести. 5-я кн. начинается описанием празднования Пасхи и кончается рассказом о смерти Спасителя. Здесь обращает внимание мистическое толкование Седулий формы креста, сравниваемого им с 4-мя небесными странами; Христос изображается владыкой мира, так как его члены на кресте распростерты по всем 4 направлениям. "Carm. Pasch." получило широкое распространение и послужило одним из главных источников для всей средневековой латинской поэзии (ср., напр., произведения Аратора, Рустиция Гельпидия, Кориппа, Исидора Севильского, Хильпериха, Альдгельма и т. д.), чему способствовали многие достоинства стихотворения: 1) меткий и выразительный язык, который, в противоположность прозе Седулий, свободен от пустой болтовни и во многих местах обладает поэтическими красотами; 2) разностороннее содержание стихотворения, краткость и живость отдельных рассказов, свободная обработка сюжета и значительный индивидуализм. Наконец, средневековым читателям не мог не нравиться и своеобразный мистицизм, проникающий все произведение Седулий Кроме "Саrm. Pasch.", от Седулий до нас дошли два гимна Христу; в первом проводится параллель между Ветхим и Новым Заветом, а второй воспроизводит земную жизнь Спасителя. Метрическая форма этих гимнов, особенно второго, очень искусственна. Второй гимн состоит из 23 строф, и первые стихи каждой строфы начинаются всякий раз с новой буквы в порядке алфавита; кроме того, в этом гимне почти последовательно проведена рифма. Главные рукописи Седулий, туринская и миланская, относятся к VII в. Лучшее издание дал Jos. Huemer (Вена, 1885, в серии "Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum", т. 10). Гюмер написал и лучшее исследование о жизни и сочинениях Седулий (Вена, 1879). Прочая литература о Седулий указана у Манициуса, в "Geschichte der Christlich-lateinischen Poesie" (Штуттг., 1881) и y Teuffel-Schw äbe, "Geschichte der römischen Literatur" (II, § 473).

А. М—н.

Смотрии так же...