Североамериканская литература — получила широкое развитие и самобытное значение со второй четверти XIX в.; предыдущая ее история сводится преимущественно к богословским произведениям и церковным гимнам, а также, несколько позже, к историческим и политическим трудам. Первый период сев.-амер. литературы охватывает время от 1 6 07—1765 г. Это эпоха колонизации, господства пуританских идеалов, патриархально благочестивых нравов. В литературе преобладали богословские интересы. Издан был сборник "Bay Psalm Book" (1640); писались стихи и поэмы на разные случаи, преимущественно патриотического характера ("The tenth muse, lately sprung up in America" Анны Брэдстрит, элегия на смерть Натан. Бэкона, стихи В. Вуда, Дж. Нортона, Уриана Ока, национальные песни "Lovewells. fight", "The song of Bradoec men" и др.). Прозаическая литература того времени посвящена была, главным образом, описаниям путешествий и истории развития колониальной жизни. Наиболее выдающимися богословскими писателями были Гукер, Коттон, Роджер Уильямс, Бэйльс, Дж. Уайз, Ионатан Эдвардс. В конце XVIII в. началась агитация за освобождение негров. Поборниками этого движения в литературе явились Дж. Вульманс, автор "Some considerations on the Keeping of negroes" (1754), и Ант. Бенезет, автор "A caution to Great Britain and her colonies relative to enslaved negroes" (1767). Переходом к следующей эпохе послужили произведения Веньям. Франклина — "The Way to Wealth", "The speech of Father Abraham" и др.; он основал "Poor Richards Almanack". Второй период Североамериканская литература-амер. литературы, от 1765 до 1800 г., обнимает собой эпоху революции и отличается развитием публицистики и политической литературы. Главнейшие писатели по вопросам политики: Самуэль Адамс, Патрик Генри, Том. Джефферсон, Дж. Квинси Адамс, Дж. Матисон, Алекс. Гамильтон, Дж. Стрэй, Томас Пэн. Историки: Томас Геччинсон, сторонник англичан, Иеремия Белькнап, Дав. Рамсэй и Вильям Генри Драйтон, приверженцы революции; затем Дж. Маршал, Роб. Проуд, Абиэль Гольмес. Богословы и моралисты: Самуэль Гопкинс, Вильям Вайт, Дж. Муррэй. Третий период обнимает всю Североамериканская литература-американскую литературу XIX в. Подготовительная эпоха была первая четверть века, когда вырабатывался прозаический стиль. "Sketch-book" Вашингтона Ирвинга (1820) положила начало полуфилософской, полупублицистической литературе то юмористических, то поучительно моралистических очерков. Здесь особенно ярко отразились национальные черты американцев — их практичность, утилитарная мораль и наивный жизнерадостный юмор, сильно отличающийся от саркастического, угрюмого юмора англичан. Фил. Френо (Fresneau, 1752—1832) первый ввел в Североамериканская литература-американскую литературу любовь к природе и проявил глубокое национальное чувство в своих патриотических поэмах и описаниях жизни американцев и индейцев. Поэты Дана, Галлек, Пьерпон, Виллис интересны как предшественники одного из великих американских поэтов, Вильяма Куллена Брайанта (Will. Cullen Bryant, 1794—1878). Он открыл красоты американского пейзажа; поэзия его чарует гармоничностью и музыкальностью стиля. Внутреннее ее содержание обнаруживает сильное влияние английских поэтов Вордсворта и Кольриджа. Плеяду первостепенных американских поэтов продолжает Лонгфелло (1807—1882), обладающий легким мелодичным стихом, очень большим повествовательным талантом и умением вызывать нежные, гуманные чувства; фантазия его в значительной степени подчинена иностранным влияниям; он особенно вдохновлялся древней скандинавской поэзией. Ральф Фальдо Эрмонсон (1802—1882) — философ-моралист и вместе с тем поэт пантеистических настроений. Витьер (1807—1893), квакер, воспевал природу, патриархальные нравы, религиозные настроения; был выдающимся деятелем в борьбе за освобождение негров. Лоуэль (Lowell, 1819—1892), автор знаменитых "Biglow Papers", обнаруживает юмор настоящего янки, трезвый взгляд на жизнь, бодрость духа. В своих прозаических очерках он с большой серьезностью и вдумчивостью относится к явлениям жизни. Оливер Гольмс (Holmes) — прозаик и поэт, добродушно-поучительный. Ланиер (Lanier) очень популярен в Америке, в особенности на своей родине, в Балтиморе, несмотря на искусственность и приподнятость тона в его описаниях природы и лирических стихотворениях. Стедман — автор воинственных патриотических песен. Из поэтесс наиболее известны Эмилия Диккенсон, Эмма Лазорус, Елена Джаксон, Эдна Проктор. Совершенно обособленно от других стоят Эдгар-Аллен Поэ (1811—1849), и Вальт Витман (1819— 1 898). Поэ — глубокий мистик, поэт утонченных нервных настроений, любивший все таинственное и загадочное, и в то же время великий виртуоз стиха. По натуре он совершенно не американец; у него нет американской трезвости и деловитости. Его творчество носит резко индивидуальный отпечаток. Вальт Витман — воплощение американского демократизма. Его "Leaves of Grass". воспевают свободу и силу, радость и полноту жизни. Его свободный стих произвел революцию в современном стихосложении. В прозаической литературе Америки на первом плане стоят романисты, а также эссеисты — затем Вашингтон Ирвинг, Гольмс ("Anautocrat's Breakfast-Table), Эмерсон, Лоуэль. Романисты изображают энергичные, предприимчивые натуры как прежних поселенцев, живших среди опасностей и упорного труда, так и современных, более культурных янки. Глубокой психологии напрасно было бы искать в американских романах. Во многих повестях преобладают описания приключений; неисчерпаемыми источниками служат отдаленное прошлое Америки, нравы на золотых приисках, период войны южных и северных штатов. Романы из современной американской жизни сводятся преимущественно к описаниям быта американских богачей и американцев, путешествующих по Европе; внешняя сторона наиболее привлекает американских беллетристов, чуждых интереса к сложной и скрытой жизни души. Американскому быту свойственна чрезвычайная предприимчивость, направленная на достижение материальных благ, — и это отразилось на характере американского романа. К романистам, у которых преобладает фантазия, относятся: Чарльз Брокден Браун (Brukden Brown); Джемс Фенимор Купер (Cooper), познакомивший европейскую публику с бытом краснокожих, с опасностями и трудностями жизни американских колонистов; Майн Рид, автор повестей из мексиканской жизни; Бичер-Стоу, которая своим романом "Хижина дяди Тома" содействовала более чем кто-либо освобождению негров; Брет-Гарт, описывающий приисковые нравы; Натаниэль Готорн (Hawthorne, 1804—1864), описывающий нравы американских пуритан XVII в. ("The Scarlet Letter", "The house of the seven g a bles" и др.). У Готорна, впрочем, этнографический интерес и драматизм первобытной жизни отступает на второй план. Готорн — прежде всего художник, мастер языка, тонкий психолог, воссоздающий страстную религиозность и силу характера своих героев с необычайной поэтичностью и яркостью. Из романистов, описывающих современную Америку, наиболее выдаются Вильям Готорн (сын Натаниэля), Луиза Алькот ("Little Women"), Генри Джемс, Атертон. Среди американских беллетристов много юмористических писателей, осмеивающих эксцентричность своих соотечественников. Из современных юмористов наибольшей популярностью пользуется Марк Твен (Клеменс), а из других писателей — Чарльз Браун. Ср. Nichol, "The American literature" (1882); Knortz, "Gesch. d. Nord-Amerik-Lit." (1891); Stedma n and Hutchinson, "The Library of Amer. liter." (1888—1890); Mathews, "An introduction to Amer. liter." (1896).
З. Венгерова.