Сборное и дань

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СБА
СБЕ
СБИ
СБО
СБР
СБЫ

Сборноеи дань — пошлины, собиравшиеся в древней Руси с церквей и монастырей в казну архиерея. Сбор этот был известен в Греции, откуда, вероятно, перешел и к нам. До ХII в., однако, мы не находим известий о нем в России. В первый раз о нем упоминается в грамоте новгородского князя Святослава (1137 г.), которой была отменена десятина в пользу владыки и Софийского собора; назначая вместо этой десятины из своей казны 100 гривен новых кун, князь прибавляет к ним сбор с уездных церквей сорочками (мехами) и другими гривнами. Сбор с церквей вначале производился натурой — хлебом, солью, рыбой, свечами и другими припасами, для содержания архиерейского дома. В XIV в. он является уже пошлиной, которая пошла из старины, и известен под именем сборного. Сборное и дань собиралось дважды в год: в Рождество и на Петров день. В грамотах XV и XVI вв. сбор постепенно переводится на деньги. Количество сбора было различно не только в разных епархиях, но и в разных церквях одной и той же епархии. Назначить то или другое количество сбора для известной церкви было во власти архиерея, который обыкновенно и определял это количество в своих грамотах, сообразуясь со средствами церкви или монастыря, с размером их угодий, с количеством получаемого ими дохода и с другими обстоятельствами. С XVI в. постепенно входит в практику святительская дань с церквей, или данные деньги, и заменяет собой Сборное и дань, благословенную куницу и другие мелкие сборы. В последний раз упоминается Сборное и дань в грамоте патр. Филарета 1628 г.; в XVII в. все церкви облагаются данью. Дань налагалась на земли, дома и всякие угодья приходского духовенства и на сами личности священнослужителей, пропорционально с числом и богатством приходских дворов. Патриархи русской церкви стремились к установлению однообразия в окладе дани. Грамота патриарха Иоасафа к псковскому архиеп. Арсению дает знать, что еще в 1653 г. по воле царя Алексея Михайловича был установлен однообразный сбор для всех епархий. Вероятно, это распоряжение не было осуществляемо епархиальными архиереями, так как патр. Иоаким в 1687 г. вынужден был послать в епархии грамоту о том, чтобы архиереи при окладе дани сообразовались с окладом, бывшим в епархии патриарха. Дань с церквей и монастырей в пользу архиерея существовала до самого конца XVII в. При Петре I, со вторичным открытием монастырского приказа, она поступила в ведомство этого приказа. С уничтожением (в 1764 г.) церковного тягла, которое несло духовенство в пользу архиереев, все сборы в архиерейскую казну, в том числе и дань, были отменены. См. П. Знаменский, "Приходское духовенство на Руси" ("Правосл. обозрение", 1867, ч. I); Ив. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и ХVII веках" (Рязань, 1882).

Смотрии так же...