Росцеллин

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОИ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЦ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Росцеллин (Иоанн Roscellinus или Rousselin, род. около 1050 г., год смерти неизвестен) — средневековый схоластик; обучался в Суассоне и Реймсе, занимал должность каноника в Компьене, затем в Суассоне; был учителем Абеляра. Росцеллин является представителем учения о номинализме, которое впервые было уже выражено, хотя не вполне ясно, монахом Эриком из Оксерра (в IX в.); он учил, что общие понятия (universalia) не существуют в действительности (in re), но суть простые названия (nomina) или слова (flatus vocis); род и вид суть только отвлечения нашего ума. Противоположностью этому учению был реализм, утверждавший, что общие понятия существуют независимо от вещей. Росцеллин применил свое учение о номинализме к богословию и вывел из него неправоверные следствия: если реально существуют только индивидуальные вещи и каждая отдельно от другой, то и три ипостаси св. Троицы суть или три отдельных лица (tres personae tres res sunt), или это только названия одного реально существующего лица (res una); в последнем случае, стало быть, вместе с Сыном воплотились и Бог Отец, и Св. Дух, а это нелепо; следовательно, нужно допустить первое положение, т. е. что св. Троица состоит из трех отдельных лиц. В 1092 г. P был судим на соборе в Суассоне: его учение было объявлено еретическим, он был вынужден отречься от него и сложить с себя звание каноника, а потом удалиться в Англию; позже он вернулся во Францию. Росцеллин — один из первых защитников разума перед авторитетом церкви; для него разум стоит на первом месте, догмат, оправдываемый разумом — только на втором. Сочинения Росцеллин не дошли до нас; взгляды его известны в изложении его противников, главным образом, Ансельма Кентерберийского. Сохранившееся письмо Росцеллин к Абеляру издано Шмеллером (Мюнхен, 1849).

Смотрии так же...