Ростопчина

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОИ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЦ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Ростопчина (графиня Евдокия Петровна, урожденная Сушкова) — писательница (1811—1858). Рано лишившись матери, воспитывалась в семье своего деда с материнской стороны, И. А. Пашкова. Воспитание ее было вверено бесконтрольно разным гувернанткам, которые, по свидетельству брата Ростопчина, С. П. Сушкова, никуда, за немногими исключениями, не годились. Уже в детстве Ростопчина усвоила хорошо языки французский, немецкий и английский (впоследствии — итальянский) и очень много читала. Еще почти ребенком, по ее словам, она, "под впечатлением восторга от Шиллера, Жуковского, Байрона, Пушкина, сделала сама попытку заняться поэзией и написала оду на Шарлотту Корде, но впоследствии сожгла ее ". В 1831 г. появляется в печати первое ее стихотворение: "Талисман", в альманахе "Северные Цветы", за подписью Д—а. В 1833 г. Ростопчина вышла замуж за графа А. Ф. Ростопчина, сына московского главнокомандующего; брак этот был скорее результатом настояний родственников, и счастливым он не был. Вскоре после выхода замуж, Ростопчина начинает помещать свои стихи во многих журналах, подписывая их сперва P— а , а затем и полным именем. Успех ее стихотворений, отличавшихся звучной, изящной формой, был выдающийся. Пушкин, Лермонтов, Жуковский ободряли ее своими лестными отзывами; немалое значение имело и положение писательницы в высшем обществе. Когда в 1841 г. вышел отдельно первый сборник ее стихотворений, Плетнев встретил его восторженно, но Белинский, признавая в Ростопчиной "поэтическую прелесть" и "высокий талант", заметил существенные недостатки в ее произведениях: пустоту содержания и "служение богу салонов". И действительно, это лирика любви неразделенной, но непременно изящной, светской: поэтесса мечтает лишь о блеске, стремится восхищать свет своей красотой, ее обаяние не литературное, а "женское". В 1845 г. Ростопчина поехала за границу, и в Италии написала известную балладу: "Насильный брак", в которой она изображает отношения России к Польше; Польша представлена в виде угнетенной жены грозного барона. Баллада эта сперва не была понята, но вскоре аллегорический ее смысл выяснился, и Ростопчина подверглась гневу императора Николая Павловича. После этого Ростопчина возвращается к своему прежнему направлению, т. е. к "служению богу салонов", а если и затрагивает общественные темы, то лишь в патриотических стихотворениях (во время Крымской войны) и в повестях, комедиях и стихотворениях, в которых нападает на прогрессивные течения русской мысли. В этом отношении особенно замечательны продолжение "Горя от ума" и "Дом сумасшедших"; она одинаково нападает здесь и на западников, и на славянофилов, так как в сущности ни те, ни другие не подходят к ее салонным идеалам. Отношение к ней Чернышевского и Добролюбова было весьма неблагоприятно: их критика отметила, что к прежней пустоте содержания присоединилось ретроградство. Умерла графиня Ростопчина почти забытая публикой. Ее сочинения изданы Смирдиным в 1857 г., за границей — в 1860—62 гг. и, наконец, ее братом, С. П. Сушковым, в 1890 г. (СПб.).

Ср. "Вестник Европы", 1885, № 3 — ст. Е. С. Некрасовой, и 1888, № 5 — ст. С. П. Сушкова.

А. Б.

Смотрии так же...