Розенгейм, Михаил Павлович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОИ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЦ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Розенгейм, Михаил Павлович — поэт (1820—1887). Учился в1-м кадетском корпусе; прослужил около 20 лет в конной артиллерии. В 1866 г. поступил в военно-юридическую академию и по окончании курса был назначен судьей спб. военно-окружного суда. Умер в чине генерал-майора. Писать Розенгейм начал еще в корпусе; уже в 1837 г. несколько его стихотворений было напечатано Полевым в "Сыне Отечества". Будучи человеком очень скромным, Розенгейм не придавал значения своим писаниям и не посылал их в редакции; только во второй половине 50-х годов стихи его начинают появляться довольно часто в "Отечественных Записках", "Русском Вестнике" и др. изд. В 1858 г. вышло первое собрание стихотворений Розенгейм, доставившее ему литературную известность, хотя в этой известности было гораздо больше терний, чем роз. С конца 1859 г. он писал юмористические фельетоны в "Отечественных Записках" ("Заметки праздношатающегося") и в "СПб. Ведомостях"; в 1860 г. был редактором "Журнала Коннозаводства и Охоты", в 1863—1865 гг. издавал сатирическую газету "Заноза" (см.), имевшую большой успех и до 5 тыс. подписчиков, но павшую в борьбе с цензурными препятствиями. В 1864 г. стихотворения Розенгейм вышли вторым изданием, в 1883 г. — третьим; посмертное 4-ое издание вышло в 1889 г. (с биографическим очерком). В последние 20 лет жизни Розенгейм только изредка выступал со стихами, но довольно деятельно работал как публицист в "Голосе" 60-х годов, в "Русской Речи" конца 70-х гг. (вел "внутреннее обозрение") и др. В 1878 издал монографию, основанную на архивных данных: "Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого". Литературная память о Розенгейм главным образом держится на рецензии, которую посвятил 1-му изданию его стихотворений Добролюбов. Для критика "Современника" Розенгейм был ярким олицетворением той дешевой "смелости" и "прогрессивности", которая обуяла после крымской кампании даже людей, по существу ничего общего с действительно серьезными общественными стремлениями не имевшими. Добролюбов смеялся над "гражданским" пафосом, с которым Розенгейм ставил "смелые" тезисы вроде следующих: не надо брать взяток, надо говорить всегда правду, служить "честно" и т. д. И действительно, когда кончилась мода на прогрессивность, Розенгейм всецело перешел в лагерь банального патриотизма. Столь же неодобрительно, как и Добролюбов, отнеслись к Розенгейм и критики-эстетики, например Дружинин. Главный недостаток Розенгейм — крайняя неровность и невыдержанность, временами даже неряшливость фактуры, расплывчатость и отсутствие какой бы то ни было определенной мысли и настроения; иногда трудно распознать, против кого и против чего воюет этот неудачный представитель "обличительной" и "гражданской" поэзии. Чисто художественных достоинств — образности, меткости, колоритности — у Розенгейм совсем нет.

С. В.

Смотрии так же...