Пчела, древнерусский сборник изречений

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЧЕ

Пчела, древнерусский сборник изречений — древнерусский сборник изречений (см. соотв. статью). Полное заглавие его: "Пчела — речи мудрости от Евангелия и от апостол и от свв. муж и разум внешних философ". Пчела перешла к нам из Византии, где первообразом сборников этого рода служили составленные Максимом Исповедником (умер в 662 г.) Κεφάλαια θεολογικά — "Главы богословские" или "выбор из писателей наших (христианских) и внешних" (языческих). За этим сборником последовали "Священные параллели" Иоанна Дамаскина (см.) и сборники инока Антония (XI в.), который за свои компилятивные труды получил прозвание Μέλισσα (пчела); это название осталось не только за его сборниками, но и за другими аналогичными трудами более позднего времени, которые всего чаще представляют собой переделку, извлечение или свод сочинений Максима, Иоанна Дамаскина и Антония, а также выдержки из "Антологии" Иоанна Стовейского, весьма плодовитого писателя конца V в., по-видимому — нехристианина, так как им приводятся лишь мнения языческих писателей. Появление на славянских языках сборников под названием Пчела должно быть отнесено к периоду XI—XII вв., хотя дошедшие до нас славяно-русские рукописи восходят лишь к XIV—XV вв. Пчела содержит краткие изречения о разных предметах, большей частью нравственного характера (например, о мудрости, о мужестве, о правде, о дружбе, о благодати). В каждой главе идут сначала изречения из Св. Писания, потом из отцов и учителей церкви, наконец, из древних языческих писателей (почти исключительно греческих). Через Пчела русские знакомились с мудростью древней Греции; случайные ссылки на Аристотеля, Пифагора, Ксенофонта и других авторов, попадающиеся в старых русских сочинениях, имеют своим источником Пчела Гномический характер Пчела легко позволял вставки или другие изменения; есть, поэтому, списки Пчела, отличающиеся от греческого текста. Новые редакции Пчела могли появиться на русской почве. Давно отмечено сходство некоторых мест Пчела с молением Даниила Заточника; но вопрос, в каком из этих памятников заимствования, не решен.

См. М. Сухомлинов, "О сборниках под названием Пчела" ("Известия Академии Наук", 1853, т. II); Бессонов, "Книга Пчела" ("Временник М. Общества Истории и Древностей", 1857, кн. 25); Горский и Невоструев, "Описание рукописей Синод. библиотеки" (II, 3, №№ 312—315); В. Семенов, "Древняя русская Пчела по пергам. списку" (СПб., 1893, "Сборник II отд. Академии Наук", т. LIV); статьи В. Семенова о Пчела в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1892, № 4 и 1893, № 7); Семенов, "Материалы для литер. истории русских Пчела" (М., 1895); статья Михайлова в "Журнале М. Н. Пр." (1893, № 1).

Смотрии так же...