Николай, римские папы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИЙ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИФ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Николай, римские папы — имя 5 пап. Николай I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и независимым характером, Николай не обладал значительным образованием, мало интересовался богословскими вопросами и направлял все свои силы на установление господства папы над церковью и духовной власти над светской. Главными его противниками в первом случай были архиепископы и соборы, и Николай одержал над ними блестящую победу. Архиепископ равенский хотел самостоятельно распоряжаться в своих владениях; Николай лично отлучил его от церкви и принудил смириться. Архиепископ Гинкмар реймсский, на соборе в Санлисе, осудил суассонского епископа Ротада и заключил его в монастырь; Николай потребовал дело к себе и, несмотря на сопротивление галльского духовенства, заставил его подчиниться Риму и оправдал Ротада. Так же решительно и победоносно боролся Николай со светской властью. Лотарь II лотарингский, брат императора, удалил свою жену Теутбергу и взял вместо нее Вальдраду, от которой раньше имел сына; ахенский собор под влиянием архиепископов кельнского и трирского, признал Вальдраду законной женой и ее сына — наследником престола. Николай кассировал решение, назначил новый собор и послал туда своих легатов. Легатов подкупили, и они подтвердили прежнее решение; тогда Николай отлучил от церкви и Вальдраду, и архиепископов, и своих легатов. Отлученные пожаловались императору, который занял войском Рим; но пассивное сопротивление папы и его высокий нравственный авторитет принудили Людовика II к примирению. Новый легат Николай ввел Теутбергу в дом ее мужа и вывел оттуда ее соперницу. Николай вмешался также в дело патриарха Фотия (см.) и отлучил его от церкви; римские миссионеры вытеснили византийских из Болгарии; славянские просветители Кирилл и Мефодий (см.) отправились в Рим по требованию Николай, но не застали его в живых. Старый биограф называет Николай "Божиим атлетом" — и действительно, личные силы Николай на короткое время доставили папству такой авторитет, какого оно не имело со времени Григория I См. Roquain, "La papaut é au moyen â ge" (П., 1881). H. II (1058—61), родом из Савойи; был епископом во Флоренции. Возведенный на престол стараниями Гильдебранда против посаженного римской знатью Бенедикта X, Николай, с целью обеспечить независимость папства, провел новый закон о выборе папы исключительно римскими кардиналами. Он стремился установить безбрачие духовенства и признал своим вассалом завоевателя Южной Италии, норманна Роберта Гвискара, с помощью которого победил антипапу Бенедикта X. Николай III (1277—80), из известной фамилии Орсини, превосходно образованный, получил сан кардинала от Иннокентия IV, участвовал в 7 папских выборах и был самым влиятельным членом своей коллегии. Сделавшись папой, он преследовал преимущественно политические цели. Рудольф Габсбургский подтвердил, по его стараниям, все действительные и подложные дары св. престолу, и на этом основании Николай завладел Романьей и Пентаполисом. Опасный вассал церкви, Карл Анжуйский, был вынужден отказаться от звания наместника Тосканы и римского сенатора, причем Рим получил новую конституцию (1278), расширявшую права папы. Более монарх, чем епископ, Николай раздавал важнейшие должности Церковной области своим родственникам и вообще старался придать королевский блеск своей фамилии. Николай IV (1288—1292), родом из Асколи, незнатного происхождения, монах и потом генерал ордена миноритов, был легатом на Востоке при Григории X. Первый францисканец на папском престоле, Николай всю жизнь остался благочестивым монахом. Он безуспешно старался снарядить крестовый поход против турок. С целью примирить враждебные друг другу римские фамилии Орсини и Колонна, Николай покровительствовал и тем, и другим; тем не менее в Риме шла ожесточенная борьба партий, во многих городах Церковной области происходили восстания, и Николай не имел влияния ни на столицу, ни на провинции. Николай V. — антипапа, Пьетро Райналуччи (Rainalucci), родом из местечка Корбара, монах-минорит. Выставленный против Иоанна XXII Людовиком Баварским и миноритами, требовавшими от папства возвращения к апостольской простоте и бедности, Николай был выбран не кардиналами, а собранием духовных лиц и утвержден римским народом и императором; но после удаления Людовика Рим подчинился Иоанну XXII, и Николай, которого только немногие признали папой, с крайним унижением вымолил себе пощаду и прощение. H. V. (1447—1455), Томазо Парентучелли, сын медика из Сарцаны, был домашним учителем у флорентийских богачей Строцци и Альбицци; возвысился при Евгении IV, который сделал его кардиналом и архиепископом болонским. Выбранный папой, Николай без труда распустил базельский собор; последний антипапа, Феликс V, добровольно ему подчинился. В то же время Николай заключил венский конкордат с Фридрихом III, несколько ограничивший самостоятельность немецкой церкви. Мягкий и миролюбивый, Николай умел ладить с римлянами. Болонья, отпавшая от папского престола, добровольно подчинилась Николай Тем не менее Стефан Поркари составил против него заговор, который был открыт и повлек за собой казнь заговорщиков. Взятие Константинополя турками заставило Николай проповедовать крестовый поход, и эта проповедь имела хотя тот результат, что большая часть итальянских государств заключила между собой оборонительный и наступательный союз (лига в Лоди, 1455). Николай считают первым гуманистом на папском престоле. Это верно в том смысле, что он страстно любил и хорошо знал древность, усердно собирал книги, расширил Ватиканскую библиотеку, охотно принимал на свою службу гуманистов и сделал апостольским секретарем такого писателя, как Валла (см.). Но Николай был благочестивым католиком и ни в чем не обнаружил гуманистических взглядов. См. Giorgi, "Vita N. V" (Рим, 1742); Zanelli, "Il pont. N. V" (Рим, 1855).

M. К.

Смотрии так же...