Николаев, город Херсонской губернии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИЙ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИФ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Николаев, город Херсонской губернии — военно-морской и торговый город Херсонской губернии, на левом берегу реки Буг, при слиянии ее с рекой Ингул. Основан, в виде укрепления, князем Потемкиным в 1784 г.; в 1790 г. приписан к Вознесенскому наместничеству, в 1797 г. — к Новороссийской губ.; в 1802 г. — губернский город Николаевской губ. С 1803 г. подчинен морскому ведомству, вместе с шестью "адмиралтейскими поселениями", в 1861 г. вошедшими в общий состав Херсонской губ. Жит. 77 тыс. 9 церквей, мужск. и женск. гимназии, Мореход. юнкерские классы, Техническое портовое учил. для шкиперов, машинистов и кочегаров, Уездное уч., Мореходные классы, Фельдш. школа, народ. чтения, Метеорологич. станция. Первый, после Одессы, пункт в губернии по торговле хлебом, рыбой и скотом. Торговый оборот — до 1200 тыс. руб. Два базара, по 2 раза в неделю. 805 торгово-промышленных заведений, с годовым оборотом в 37 млн. руб.; главнейшие: 2 паровых мельницы (об. 670 т. р.), 6 чугунолитейных зав. (об. 275 т. р.), мыловаренный зав. (об. 200 т. р.), 2 табачные фабрики (об. 117 т. р.), зав. пивоваренный, лесопильный, уксусный, 6 салотопен, 9 фабрик и мастерских земледельческих орудий и машин, 9 фургонных и экипажных зав. (об. ок. 77 т. р.), работа которых славится на юге. В Николаевском адмиралтействе 6 заводов и 18 крупных казенных мастерских, с производством на 2 1/2 млн. руб. в год. Городские доходы 474604 р., расходы 465971; городского долга 389 тыс. руб., капитала 8662 p. На учебн. зав. тратится 28590 р. в год, на управление 57 т. р., на благотворительные заведения 74731 р. Отделения Государственного и Одесского учетного банка, комиссионеры русск. для внешней торговли банка и общ. взаимного кредита, Городской общественный банк, 2 банкирские конторы, городской ломбард. Таможня; конно-железная дорога. Николаевская ветвь Харьково-Николаевской казенной жел. дор., с комиссионно-ссудным отделением и коммерческим агентством. Телефонное сообщение с Одессой. Газета — "Николаевский Вестник". Конторы крупных одесских экспортеров. Николаевский порт (до 1860 г. исключительно военный) — главный отпускной пункт для земледельческих произведений обширного района в 180 тыс. кв. в., с населением в 6 1/2 млн. душ (значит. часть губерний Харьковской, Полтавской, Херсонской, Екатеринославской, небол. часть Курской, Черниговской и Киевской). В порту — элеватор, вместимостью в 176 тыс. четвертей хлеба, и хорошо оборудованная каботажная гавань. В 1893 г. вывезено 47,9 млн. пд. разных хлебов. Наибольшая глубина у набережной достигает 22 фут. Ежегодно прибывает (1892 г.) по железной дороге до 30 тыс. вагонов (180 млн. пд.) разных грузов. Отправляется за границу до 69780 тыс. пд. (1896 г.), в том числе сахара 967 тыс. пд. (1896 г.). Привозится до 1 1/2 млн. пд. Главные предметы заграничного привоза — каменный уголь, железо, чугун, сталь и изделия из них, цемент, кирпич, черепица; отпуска — пшеница, рожь, ячмень, овес, мука, семя всякое (до 10 млн. пд.), сахар. По каботажной торговли (в 1894 г.) привоз равнялся 5 742 тыс. пд. (главным образом зерновые хлеба, соль, лес, камен. уголь); вывезено 2283 т. пуд. (главн. образом — железа, чугуна, муки и т. п.). В 1896 г. в приходе к порту было 459 пароходов и 15 парусных судов заграничного плавания, преимущественно английских, затем шведских и норвежских, греческих, австрийских, итальянских и турецких; русских — 2. Всего пароходов и парусных судов было (1892 г.): заграничного плавания — 155, каботажного — 726 и реучного — 768. Правильное пароходное сообщение поддерживается с Одессой, Херсоном, Каховкой и Вознесенском пароходами Русского общества пароходства и торговли, Российского общества транспортирования и страхования кладей и трех отдельных предпринимателей. Пристань судов добровольного флота (с 1893 г.), принимающих здесь грузы для Сибирской дороги.

Николаевское военное губернаторство состоит из г. Николаев, 5 принадлежащих ему хуторов и владений адмиралтейства. Земли 17337 дес. 84 саж., в том числе усадебной (садов, огородов, левад) 13,6%, пашни 43,2%, сенокоса и выгона 29,2%, леса и кустарника 2,3%, неудобной 11,7%. На хуторах ведется городом правильное хозяйство. Жит. — 85 тыс. (мжч. 46 тыс . и жнщ. 39 тыс.). Православных 75,6%, католиков 4,4%, лютеран 1,1, армяно-григориан 0,2%, раскольников 0,3%, евреев 17,2%, караимов 1%, магометан 0,2%. Дворян 8,9%, духовных 0,2%, купцов и мещан 43,2%, крестьян и колонистов 8,9%, запасных и отставных военных чинов 36,4%, иностранцев 1,6%, остальных 0,8%. 51 народн. учил., с 2116 учащимися (1435 мал. и 681 дев.); 1 училище приходится на 1934 д., 1 учащийся на 33 души. 1 учащийся мальчик на 29 д. муж. п., 1 учащаяся девочка на 40 д. женск. п. В окрестностях Николаев развито огородничество, виноградарство и садоводство (известны абрикосовые сады). Около города много гипсообжигательных и известковых печей, откуда известь идет на заводы Киевской губ. Близ Николаев, в Давидовой балке, залежи бурого угля.

Литературу см. Херсонская губ., а также отчеты губернатора и биржевого комитета. Ср. Ге, "Исторический очерк г. Николаева" (Николаев, 1890).

А. Мурашкинцев.

Смотрии так же...