Мыт (пошлина)

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЫЛ
МЫН
МЫР
МЫС
МЫТ
МЫЦ
МЫШ
МЫЩ

Мыт (пошлина) (Τελος, muta, Mauth) — пошлина в древней России. Сперва это слово означало место, где останавливались возы и лодки; затем оно стало родовым названием всех торговых и проезжих пошлин. С введением тамги торговое значение Мыт переходит к ней, и Мыт делается исключительно проезжей пошлиной, взимаемой при провозе товаров через внутренние заставы. С X IV в. Мыт иногда взимается и с верховых, но лишь с едущих с товаром. Изредка в источниках Мыт смешивается с головщиной. Сбирают мыто мытники, мытчики, а в татарскую эпоху — заставщики и лодийщики. Первые собирают сухое мыто, вторые — водяное. До XIII в. Мыт существует лишь в больших городах (Киеве, Новгороде), с XIII же в. появляется в селах и в уездах. В XIII веке сухое мыто повсюду называется Мыт, но потом (особенно с конца XV века) проезжая пошлина с товарных возов нередко называется просто пошлиной с возов и саней, поддужным, полозовым. Название Мыт, впрочем, также по-прежнему встречается в источниках. Обыкновенный размер сухого Мыт — 1 деньга с воза, также 2 векши, но не везде. В XVI в. оклад Мыт увеличен, в разных местах различно (1 1/2, 2, 3 деньги с воза). При обратном проезде Мыт взимался только с возов излишних против первоначального числа их. Водяное мыто, за небольшими исключениями, соразмерялось с величиной судов. Порожние суда не платили пошлины. В XVI в. были свободны от пошлины мелкие суда даже с товаром. Сбор с судов одного размера до конца XV в. большей частью одинаков, потом различен. Русские и иностранцы платили водяное мыто в одинаковом размере. С конца XV в. попадаются различные названия водяного Мыт, смотря по различию повода к его взиманию: посаженное, носовое, побережное. Взимают побережное побережники, смотря по величине и числу судов, деньгами или натурой. За намеренное уклонение от платежа Мыт, происшедшее не по вине таможенника, платится виновными промыт, по 6 алтын с воза, и кроме того заповедь, по 6 алтын с человека. В XVI в. размер заповеди увеличен до 2 р. Половина ее идет в казну, половина — таможенникам. С XVI века промытом называется пеня и за уклонение от платежа других таможенных пошлин, и вообще за нарушение уставов. За отклонение от берегов, с целью неплатежа Мыт, позднее платится отвод деньгами, смотря по величине судна. Право устанавливать Мыт принадлежит только правительству, но иногда оно уступает его жалованными грамотами частным лицам и духовенству, с тем, чтобы им мосты и дороги содержать в исправности, а потерпевший от их неисправности вознаграждался бы за счет владельцев Мыт При этом размер Мыт определялся особыми грамотами. Иногда сбор Мыт дается должностным лицам в качестве корма. Иногда Мыт делится между князьями, иногда дается отдельно от поземельного владения. Самовольно учрежденные Мыт уничтожались или отбирались в казну. За злоупотребления и притеснения законно учрежденные Мыт отбирались временно в казенное управление. Свободны от Мыт были вообще запасы служилых людей, государевых гонцов и иноземцев, привозимые не на продажу. Другие изъятия давались жалованными грамотами. Злоупотребления на частных Мыт привели к тому, что в 1596 г. все Мыт были взяты в казенное управление, но скоро опять появились и откупные, и частные Мыт Много злоупотреблений было и при казенном управлении. Не с вещей, а с людей в древней России бралась, в смысле проезжей пошлины, головщина; о ней упоминается в источниках с конца XV в. Взимается она с людей, сопровождающих товар при привозе его в города и на торжки, а также при проезде мимо их; иногда брали головщину и с людей, находившихся на порожних судах. Размер сбора не зависел от количества товаров и величины судна, но был различен по местности и по тому, местные ли жители проезжие, иногородцы ли или чужеземцы. С местных жителей иногда вовсе не брали головщины. Оклад ее — от 1/2 до 6 денег с человека. Головщина, взимавшаяся на обратном пути через те же города в уменьшенном размере, именно по 1/2 деньги с человека, называлась задними калачами; взимались они, впрочем, не везде. Наконец, в виде дополнения к Мыт взимаются с проводников, идущих при товаре, костки, по 1 деньге с человека.

С. А. Ш.

Смотрии так же...