Мусоргский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУГ
МУД
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЯ

Мусоргский (Модест Петрович, 1839—1881) — талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргский, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше Мусоргский учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению Мусоргский и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса Мусоргский В 1858 г. Мусоргский написал два "скерцо", из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна. Вслед за тем Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к "Эдипу", дополненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки Мусоргский сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет "Женитьбы" Гоголя. Известность Мусоргский доставила опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в несколько ином виде. Н. А. Римский-Корсаков исправил, переделал и переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене большой залы музыкального общества (новое здание Консерватории), при участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в предисловии к которому Римский-Корсаков выясняет причины, побудившие его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве "Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В 1875 г. Мусоргский начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст "Хованщины" Мусоргский почти успел закончить, но опера не была инструментована; последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил "Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене СПб. музыкально-драматического кружка в 1886 г., под управлением С. Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала, в СПб., в 1893 г., частным оперным товариществом; у Сетова, в Киеве, в 1892 г. Довести до конца "Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в бумагах Мусоргский сохранились лишь немногие черновые наброски. Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность Мусоргский, как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из рус. жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду Мусоргский отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась Мусоргский, и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь "Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея), "Пирушку". Мусоргский не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь", на слова Пушкина, и "Еврейская мелодия", на слова Мея); зато широко проявляется творчество Мусоргский в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргский: "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченка), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе последние — на слова самого Мусоргский) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области музыки, как "романсы и песни", Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием "Детская" (текст самого Мусоргский), в 4-х романсах под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875—1877; слова гр. Голенищева-Кутузова; "Трепак" — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; "Колыбельная" рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два: "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого Мусоргский), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с оркестром; слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на оригин. еврейских темах. Мусоргский — плохой симфонист; его специальность — музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, Мусоргский примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи, "Борис Годунов" — талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса, сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической красотой. В инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в законченных формах, с развитием тематического материала, Мусоргский мало был способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений Мусоргский, кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII в. и изданное в числе посмертных произведений Мусоргский, с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия: "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 г. в СПб.; это — ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов, под заглавием "Картины с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана. Все произведения Мусоргский изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб.; многое издано и в Лейпциге, фирмой Мусоргский П. Беляева (см. каталог ее на 1895 г.).

Биографические сведения и хронологические данные о композиторской деятельности Мусоргский имеются в статье В. В. Стасова, напечатанной в "Вестнике Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же, "Перов и Мусоргский" ("Русская Старина", 1883, т. XXXVIII, cтp. 433 — 458); его же, "Мусоргский П. Мусоргский. Памяти его ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же, "Памяти Мусоргский" (СПб., 1885); В. Баскин, "Мусоргский П. Мусоргский Биографич. очерк" ("Русс. Мысль", 1884, кн. 9 и 10; отдельно, Мусоргский, 1887); С. Кругликов, "Мусоргский и его "Борис Годунов ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "Мусоргский П. Мусоргский" ("Вестн. Европы", 1893, дек.). Брошюра о M. Pierre d'Alheim (П., 1896), панегирического характера, серьезного значения не имеет.

—ский.

Смотрии так же...