Мумия (техню) (синон. колькотар, железный сурик, парижская — английская — полировальная красная краска, caput mortuum vitrioli — мертвая голова, кровавик, крокус) — по составу представляет более или менее чистую безводную окись железа — Fе 2 О 3 в порошкообразном состоянии [О Мумия в живописи — см. соотв. статью]. В природе безводная окись железа встречается иногда в больших количествах под разными названиями (красный железняк, железный блеск и т. д.), но более чистые и ценные сорта Мумия приготовляются искусственно или (обыкновенно) получаются как побочный продукт при других производствах, причем, смотря по способу приготовления, она обладает различными свойствами. Наиболее чистая Мумия может быть приготовлена осаждением растворов солей железа щелочами (лучше всего осаждением хлорного железа аммиаком), промывкой получающегося осадка гидрата окиси железа, высушиванием его, измельчением и прокаливанием. Такой же препарат получается в виде красного аморфного порошка при умеренном прокаливании азотно-кислой окиси железа. Если (по Фогелю) кипящий раствор железного купороса осадить щавелевой кислотой и получающийся при этом осадок щавелевокислой закиси железа промыть, высушить и нагреть до 200° (или немного выше), то получается в высшей степени тонкий порошок красной окиси железа, который идет в продажу под именем крокуса и наиболее пригоден для полировки и шлифования. Обыкновенно Мумия получается при фабрикации нордгаузенской серной кислоты (см.) прокаливанием обожженных остатков железного купороса или купоросного камня в закрытых сосудах, причем она всегда содержит серно-кислые соли, так как полное удаление серной кислоты требует очень сильного прокаливания. На заводах Штарка в Богемии остаток после отгонки кислоты размалывается в тонкий порошок, смешивается с поваренной солью и прокаливается при строго определенной температуре. При 2% прибавке поваренной соли после часового прокаливания и постепенного охлаждения, Мумия получается с желтым оттенком, при 4% с коричневым, а при 6% соли после шестичасового, постепенно усиливающегося прокаливания и быстрого охлаждения, получается фиолетовый оттенок. Для прокаливания служат длинные, расположенные в галерной печи в пять рядов друг над другом, керамиковые трубки (60 шт.). Обожженная Мумия темно-коричневого цвета имеет незначительную ценность — лучшая получается в двух верхних рядах трубок. После прокаливания Мумия подвергается еще просейке, промывке и смешению различных сортов для получения разных оттенков между желтым, пурпурно-красным и темно-фиолетовым и, наконец — просушке на очагах. Подобным же образом Мумия получается при производстве квасцов из квасцовой земли или квасцового сланца, прокаливанием остающейся серно-железной соли и из колчеданных огарков при камерном производстве (см.). Железные опилки и мелкие стружки от действия воды и воздуха дают гидрат окиси железа, который после прокаливания дает красную Мумия, а прокаленный с углем, без доступа воздуха — черную (Штейнау). Светло-желтая Мумия получается при прокаливании 10 ч. безводного сульфата железа с одной частью серного колчедана и темно-красная при отношении 8:1 (Парнелль). Мумия в больших количествах употребляется, как дешевая красная краска, и в чистом виде, а также с примесью глины, часто заменяя дорогой свинцовый сурик (отсюда название — железный сурик); кроме того, она употребляется, как пигмент, в стеклянном и фарфоровом производствах и в больших количествах для полирования и шлифования металлов, стекла и т. п.
Ф. Ю. Ворожейкин. Δ .