Иоанн пресвитер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИОА
ИОВ
ИОГ
ИОД
ИОЗ
ИОИ
ИОК
ИОЛ
ИОМ
ИОН
ИОР
ИОС
ИОТ
ИОФ
ИОХ
ИОШ

Иоанн пресвитерЛегенда о нем, как о царе могущественного христианского государства в Средней Азии, распространилась, с середины ХII в., от берегов Хуан-хэ до Атлантиды, между китайцами, турками, монголами, персами, арабами, индийцами, армянами и всеми европейскими национальностями, участвовавшими в крестовых походах; период развития ее обнимает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла под именем "Сказания об Индейском царстве". В основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племен Средней Азии, записанный у Абуль-Фараджа; легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира, и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами. Первое известие об Иоанн пресвитер пресвитере находится в летописи Оттона Фрейсингенского под 1145 г., откуда оно переходит в другие хроники. Развивается, далее, подложная переписка Иоанн пресвитер пресвитера с папами; являются в Рим от него послы. С падением владений крестоносцев в Палестине слухи об Иоанн пресвитер пресвитере утихают, но они возрождаются с появлением авангарда армии Чингисхана в Персии и Армении. Монгольского хана считают то Иоанн пресвитер пресвитером, то сыном его Давидом, а монголов — христианами. Убедившиеся в ошибке католические миссионеры, ездившие ко двору Чингиса в Каракорум, а также позднейшие путешественники разыскивают всюду Иоанн пресвитер пресвитера. Плано-Карпини отводит его в Индию; Рубруквис считает его государем разбитых Чингисом кара-киданей, смешивая Чингиса с Ван-ханом керантским. Марко Поло находит потомков первого пресвитера Иоанн пресвитер в лице монгольских князьков, несториан, кочевавших в стране Тянь-дэ или Тендух, в Ордосе. Монте-Корвино и Одорик Фриульский повторяют мнение Марко Поло. Но розыски оказались безуспешными, и потому в 1487 г. португальский король Иоанн пресвитер II командировал Петра Ковиллания и Альфонса Паиву на новые поиски. Экспедиция прибыла в Абиссинию и признала местного царя — Иоанн пресвитер пресвитером. Имя Иоанн пресвитер пресвитера производили с языка персидского, от Presteghani или Friestegiani, т. е. апостольский (Скалигер); от Prester-chan, т. е. хан поклонников (Иов Людольф); из presbytero Johanne делают pretiosum Johannem, или preto J. (черный). Herbelot считает его Ван-ханом, вождем кераитов, Жербильон — одним из тибетских царей, Ла-Кроз — Далай-ламою, Фишер — несторианским католикосом. Из новейших ученых Густав Опперт н Царике отожествили его с Элюй-даши, вождем Си-ляо, а Брун — с грузином Иване, жившим при Димитрии I, из династии Багратидов. Вопрос о личности Иоанн пресвитер пресвитера доселе остается открытым.

Литература . Assemam, "Bibliotheca О rientalis"; Moshemii, "Historia Tartarorum ecclesiastica"; Pauthier, "Les pays de Tenduk et descendants du prètre Joan"; Gr. Oppert, "Der Presbyter Johannes" in Sage und Geschichte" (Б., 1870): Zarncke, "Der Priester Johannes" (Лпц., 1876); Брун, " Странствования царя - пресвитера Иоанн пресвитер" ("Записки Новоросс. унив.", т. V); "Путешествие генуэзцев вокруг Африки в царство попа Ивана" ("Вест. Иоанн пресвитер Р. Геогр. Общ.", 1859, кн. 5); Н. Баталин, "Сказание об Индейском царстве" (Воронеж, 1876); Семенов, "Землеведение Азии" (СПб., 1856); Пыпин, "Очерк старинных повестей и сказок"; В. Бартольд, "О христианстве в Туркестане в домонгольский период" ("Зап. Вост. Отд. Иоанн пресвитер Р. Археолог. Общ.", т. VIII вып. 1-й).

Д. П.

Смотрии так же...