Иджтигад

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИДА
ИДД
ИДЕ
ИДЖ
ИДИ
ИДМ
ИДО
ИДР
ИДС
ИДУ
ИДЫ
ИДЭ

Иджтигад (араб.) — термин мусульманского правоведения, означает юридический авторитет, которым пользуются решения законоведов; до некоторой степени соответствует jus respondendi римских юристов. Лицо, пользующееся Иджтигад, называется муджтагид. Не за всеми этим и лицами Иджтигад признается в равной степени. Одни законоведы пользуются авторитетом в отношении основ (усуль, множеств, от асль — корень) права (фикг), в силу чего они признаются способными установить самостоятельную систему правоведения, т. е. основать школу (мазгаб). Эта первая степень Иджтигад считается величайшим даром благоволения, которое Аллах может оказать людям, и во всей истории ислама, кроме сподвижников пророка, нашлось только четыре лица, которые, по общепринятому мнению, достигли этой степени авторитета: Абу-Ханифа (умер 150 г. гиджры), Малик Ибн-Анас (умер 179 г. гиджры), Мухаммед Ибн-Идрис аш-Шафии (умер 204 г. гиджры) и Абу Абдалдах Ахмед Ибн-Ханбаль (умер 241 г. гиджры). Вторая степень иджтигада признается за учениками этих четырех имамов, разработавшими установленные последними начала (усуль) в полную систему. Их авторитет ограничивается, таким образом, второстепенными началами права (фуру, множ. от фар — ветвь); тем не менее, некоторые из этих законоведов второй степени своей разработкой частностей установленных начал (усуль) затмили своих имамов. Наконец, законоведы, пользующиеся Иджтигад третьей степени, признаются авторитетами только в отношении отдельных вопросов (месалат), которые представляются на их заключение и по которым они, исходя из начал, установленных вышеупомянутыми авторитетами, дают свое решение. К этой категории принадлежат почти все знаменитые законоведы в исламе: их-то сочинения, а не юристов первых двух категорий, служат в настоящее время основанием для судебных решений в мусульманских странах. Если представляется вопрос законоведами еще не разрешенный, или же мнения о нем юристов, пользующихся равным авторитетом, различны, то судья (кадий) тогда только может решить его самостоятельно, когда он сам пользуется некоторой степенью авторитета; в противном случае он должен испросить юридическое заключение у муфтия.

Ср. Казембек, "Введение к Мюхтасару-ль Викаьет" (Казань, 1845); фан-ден-Берг, "Осносные начала мусульманского права" (перев. с голл. В. Гиргаса, СПб., 1882, стр. 8-9).

Смотрии так же...