Идеал — представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово Идеал применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: Идеал добра, Идеал женской красоты, Идеал государства, Идеал гражданина и т. д. В этом общем смысле Идеал обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле: 1) Идеал, противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2) действительность, несоответствующая Идеал, может безусловно отвергаться как бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразования действительности по Идеал, или воплощения его в действительности. Первые два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают Идеал по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на Идеал осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение Идеал и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда полагаются произвольные пределы этому процессу — это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших интересов и страстей. Особое значение имеет понятие Идеал в области чистого искусства, имеющего своей задачей воплощение идей в чувственных формах, т. е. создание конкретных Идеал (см. Эстетика). В общее употребление слово Идеал стало входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом, благодаря Шиллеру. О философском понятии Бога, как абсолютного Идеал, или Идеал чистого разума см. Кант.
Вл. С.