Дюбюф (Dubufe) — три французских живописца: 1) Клод Мари Дюбюф (1789 — 1864) писал сперва исторические картины в холодной академической манере своего учителя, Л. Давида, а потом в сантиментально-буржуазном духе, господствовавшем во французской живописи 1820-х и начала 1830-х гг. В это время пользовался значительною известностью и произвел множество портретов, которые, точно так же как и его картины, кажутся теперь деланными, слащавыми, прилизанными. Главные его произведения — "Аполлон и Кипарис" (1822), "Воспоминания" и "Сожаления" (1827, две парные картины, популяризованные литографией). — 2) Луи-Эдуард Дюбюф (1820 — 1883), сын предыдущего, ученик своего отца и П. Делароша, вначале занимался исторической и религиозной живописью, но впоследствии писал преимущественно портреты, которые составили ему громкую репутацию. Уменье приукрашать физиономии и вместе с тем сохранять сходство с натурою, равно как и вкус, с каким художник костюмировал свои женские модели и писал всевозможные ткани, — делали его любимым портретистом французских дам высшего круга (портреты императрицы Евгении, принцессы Матильды, графини Монтебелло, г-жи Руэр и пр.). Мужские портреты Дюбюф (например, Эм. Ожье, живописца Арпиньи, А. Дюма-сына, графа Нювенкерка, П. Демидова и др.) представляют больше серьезных качеств, чем женские. Из его картин наиболе известны: "Товия хоронит мертвых" (1844), "Утренняя молитва" (1844), "Шильонский узник" (1846), "Мирный конгресс 1867 г." (находится в Версальском дворце) и "Блудный сын" (большой триптих с чересчур пышной композицией во вкусе П. Веронезе). — 3) Гильом Дюбюф (род. в 1853 г.), сын предыдущего, ученик его и Мазролля, пользуется известностью в особенности как талантливый живописец в декоративном роде. Оригинальность в выборе поэтических сюжетов и в манере их обработки, изящество рисунка и полный света колорит составляют главные достоинства его произведений, из которых наиболее замечательными считаются: "Св. Цецилия" (1878), диптих "Духовная музыка и музыка светская" (1882, находится в парижской музыкальной консерватории), аллегорический плафон в фойе парижского театра Французской комедии (1885) и большое тройное панно: "Триада поэтов: В. Гюго, Ламартин и А. де Мюссе" (1889).
А. С—в.