Дрягиль

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДРА
ДРБ
ДРЕ
ДРЖ
ДРИ
ДРО
ДРУ
ДРЫ
ДРЭ
ДРЮ
ДРЯ

Дрягиль (от нем. Tr ä ger) — носильщик, крючник. Слово это употреблялось уже в древности, преимущественно для означения рабочих при таможнях. Упоминается и дрягильская пошлина, под которою следует разуметь подъемную пошлину, взимавшуюся в некоторых местах при поднимании товаров на весы как дополнение к весчим деньгам (см.). В 1724 г. при спб. таможне образован был комплект дрягилей, т. е. артель грузчиков. Упраздненная в 1737 г. вследствие жалобы купечества на вымогательства со стороны Дрягиль, она была восстановлена в 1742 г. В 1827 г. составлено было положение о Дрягиль, причем спб. комплект Дрягиль переименован был в дрягильскую компанию. Согласно этому положению артели Дрягиль имеют своим назначением "производство биржевых работ при торговых портах, как-то: нагрузку и разгрузку судов, а при важнейших таможнях при сухопутной границе — перекатку, переноску и установку в магазины и пакгаузы товарных мест, измерение и взвешивание товаров". В Спб. занятия дрягильской компании состоят в приеме от корабельщиков товаров, подлежащих оплатою таможенною пошлиною, и в развозке их по складочным помещениям в черте таможни. Эти работы составляют монополию Дрягиль и оплачиваются товарохозяевами по таксе. За причиненные товарохозяевам убытки отвечает вся артель. Так как при наличном комплекте (200 человек) Дрягиль не могут сами справиться с таможенными работами, то они нанимают в помощь себе временных рабочих, число которых в летние месяцы доходит до 1000 человек в день. Таким образом, в настоящее время дрягильская компания представляет собою скорее общество подрядчиков, нежели артель рабочих. Она подчинена таможенному ведомству; непосредственный ее начальник — избираемый ею с утверждения таможни староста. Таможня обязана признать дрягилем каждого избранного компанией, если только к этому нет законных препятствий. Принятый в Дрягиль приводится к присяге на верность службе. Выход Дрягиль из компании может произойти не иначе, как с разрешения таможни. Исключаются Дрягиль из компании или по общему ее приговору, или по распоряжению таможни. За неявку на работу без уважительных причин налагается пеня. Раздел заработков пропорционально времени работ каждого производится ежегодно. На подобных же основаниях существуют артели Дрягиль и при некоторых других портах, но там они называются таможенными. В 1885 г. по поводу учреждения артели грузчиков в Таганроге министру финансов предоставлено утверждать уставы подобных артелей, но с тем, чтобы они состояли в такой же подчиненности местному таможенному начальству, как дрягильская компания в СПб., и чтобы им не присваивалось исключительного права на производство работ по нагрузке и разгрузке судов (ст. 104 Устава Торгового, Св. Зак., т. XI, ч. 2, изд. 1887). Ср. Немиров, "Биржевые артели в СПб." (СПб., 1876).

А. Я.

Смотрии так же...