Гюнтер, Антон

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЮА
ГЮБ
ГЮГ
ГЮД
ГЮЕ
ГЮЗ
ГЮИ
ГЮЙ
ГЮЛ
ГЮМ
ГЮН
ГЮП
ГЮР
ГЮС
ГЮТ
ГЮФ
ГЮЦ
ГЮЭ

Гюнтер, Антон (Günther, 1783-1863) — австрийский богослов-философ. Прослушав в Праге курс юридических наук, уже в зрелом возрасте обратился к изучению богословия и, приняв сан священника, сделался иезуитом. До 1848 г. занимал в Вене должность цензора. В 1828 г. появился его главный труд: "Vorschule zur speculativen Theologie der positiven Christentums" (I ч.: "Die Kreationslehre", II ч.: "Die Inkarnationslehre", 2 изд. 1848), в котором он изложил свою философскую систему. Создавая ее, Гюнтер имел в виду положить конец старому спору между религией и философией. Он доказывал, что католической догматике не следует бояться философской критики, а философия должна научно рассмотреть и выяснить цель таинств. Шеллинго-гегелевскому пантеизму он противопоставил дуализм, сходный с картезианским. Он сам и называл себя часто "Cartesius correctus". Мир создан Богом, как его противоположение. В нем два совершенно противоположных принципа: душа — принцип природы, и дух, понимаемый Гюнтер как самостоятельное существо, не связанное с телом. Синтезом их обоих является человек, в котором осуществляется единство духовной и природной жизни, ибо духовное и душевное мышление и хотение оказывают друг на друга влияние. Учение Гюнтер, или гюнтерианство, нашло скоро много приверженцев, особенно среди католического духовенства Вюртемберга, Австрии, Рейнских провинций. В университетах и епископских семинариях распространяли его учение ученики его: Кноодт в Бонне, Мертен в Триесте, Леви и Эрлих в Праге в др. Между тем Гюнтер в своих остроумных и полных сарказма, напоминающих Ж. Поля, сочинениях наносил удары гегелевской философии и противникам своего учения; доставалось и схоластикам средних и новых веков. Укажем его: "Peregrins Gastmahl. Ein Idyll in elf Oktaven" (1830); "Süd— u. Nordlichter am Horizont speculativer Theologie" (1832); "Janusköpfe" (1834), изданное им вместе с горячим его приверженцем, врачом Иоанном Пабстом, большим фантазером и мистиком; "Der letzte Symboliker" (1834); "Thomas a Scrupulis" (1836); "Justemilieus in der deutschen Philosophie gegenwärtiger Zeit" (1838): "Eurystheus u. Herakles. Metalogische Kritiken u. Meditationen" (1843). Органом гюнтерианства был журнал "Lydia", который Гюнтер стал издавать после 1848 г. вместе с Эмануилом Фейтом (Veith). Здесь Гюнтер особенно выступил против Руге, Фейербаха и др. радикалов. Католическая церковь отвергла учение Гюнтер Уже в 1852 г. епископ триестский Арнольди запретил в своей семинарии преподование его философии, а в 1857 г., после многих совещаний, ее осудила римская курия. Этому решению Гюнтер подчинился. Последние годы Гюнтер провел в глубоком уединении, в самых стесненных обстоятельствах. Понимание его соч. сильно затрудняет их афористическая форма. Нов. издание его соч. вышло в Вене в 1882 г. Его "Anti-Savarese", написанное против папского прелата Саварезе, критиковавшего философию Гюнтер, как логический антропоморфизм, изд. Кноодтом в 1883 г. Ср. Knoodt, "Anton G., eine Biographie" (1881); J. Flegel, "Günthers Dualismus von Geist u. Natur" (1880).

Смотрии так же...