Гюйон, Жанна Мария

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЮА
ГЮБ
ГЮГ
ГЮД
ГЮЕ
ГЮЗ
ГЮИ
ГЮЙ
ГЮЛ
ГЮМ
ГЮН
ГЮП
ГЮР
ГЮС
ГЮТ
ГЮФ
ГЮЦ
ГЮЭ

Гюйон, Жанна Мария (Jeanne Marie Bouvier de la Motte Guyon) — основательница квиетизма во Франции (1648-1717). Овдовев, сделалась последовательницей учения Молиноса (см.); была настоятельницей католического монастыря; потом переселилась в Париж и стала проповедовать учение чистой любви к Богу, отвергающее всякие молитвы, благочестивые поступки и обращение к посредничеству Иисуса Христа как корыстное служение Богу. От приверженцев квиетизма требовалось постоянное духовное единение с Богом, пассивное отношение к добру и злу, как к одинаковым проявлениям божественной воли, полное равнодушие к вопросу о спасении души, даже некоторая радость при мысли о вечных муках во имя любви к Богу. Это учение было крайне растяжимо и могло служить оправданием для всяких пороков и страстей, как чего-то стихийного, не зависящего от воли человка. Оно возбудило во Франции сильный протест католической церкви. Целая комиссия богословов с Боссюэ во главе назначена была для рассмотрения учения m-me Гюйон, объявила 30 статей в нем еретическими и заставила ее подписать отречение от них. Когда же она все-таки продолжала проповедь "мистической чистой любви", ее заключили в Бастилию в 1695 г. Только в 1702 году Гюйон выпущена была на свободу и жила с тех пор в уединении в Блуа. Ее сочинения изданы были в Париже в 1713-1722 г. вместе с ее автобиографией. Литературное значение m-me Гюйон заключается главным образом в богословско-литературном споре, возникшем из-за нее между Боссюэ и Фенелоном. Боссюэ признавал ее учение глубоко еретическим и безнравственным, Фенелон же был сторонником квиетизма и преданным другом его основательницы. Не желая компрометировать своей карьеры, он согласился подписать формуляр, осуждающий учение m-me Гюйон; но, сделавшись епископом в Камбрэ, возобновил спор книгой "Maximes des Saints" и вовлек в свою распрю весь литературный мир Франции. После тянувшейся несколько лет ожесточенной полемики победа осталась за Боссюэ: "Maximes des Saints", рассмотренные в Риме, присуждены были к сожжению. Со смертью Гюйон и Фенелона квиетизм не имел больше защитников во Франции.

Сочин. Гюйон ("Ежедневные христианские размышления", "Легчайший способ молиться", "Толкования на несколько книг св. Писания ветхого и нового завета" и т. д.) были почти все изданы на русском языке и в целом составе и в извлечениях ("Избранные сочинения", "Избранные места") рассылаемы (в 1801-1827 гг.) по церквам и монастырям для обязательной покупки вследствие циркулярного предписания синодального обер-прокурора А. Н. Голицына; но потом, по распоряжению графа Протасова, в сороковых годах были вместе с другими мистическими сочинениями (Эккартсгаузена, Штиллинга) повсеместно тщательно отыскиваемы и отбираемы для отсылки в Синод. См. Upham, "Life, religions, opinions a. experience of M-me G."; Guerrier, "M-me G."; Heppe, "Geschichte der pietistischen Mystik in der Kath. Kirche".

Смотрии так же...