Гланвилль, Иосиф

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Г ГА ГВ ГД ГЕ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГР ГУ ГФ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЛА
ГЛЕ
ГЛИ
ГЛО
ГЛУ
ГЛЫ
ГЛЭ
ГЛЮ
ГЛЯ

Гланвилль, Иосиф (Glanville) — английский философ (1636—1680); был ректором школы и одним из первых членов "Королевского ученого общества"; принадлежал к числу кембриджских платоников, стремившихся к рациональному обоснованию христианской религии. Самое важное сочинение Гланвилль: "The vanity of dogmatizing or confidence in opinions etc." (Л., 1661; переиздано в 1665 г. под заглавием: "Scepsis scientifica"). Гланвилль восстает здесь против догматизма в науке. Источником скепсиса являются религиозные положения. Противоречие мыслей различных философов — один из доводов в пользу скепсиса. Замечательна критика обычных психологических представлений, основанных на учении о душевных способностях. В этом отношений Гланвилль является предшественником Гербарта. Самое важное содержание книги — это учение о причинности. "Всякое познание причин дедуктивно, ибо индукцией мы не можем схватить ни одной причины, а познаем причину, лишь благодаря проявлению ее в следствиях; таким образом мы говорим, что один предмет есть причина другого, вследствие того, что второй постоянно следует за первым. Самая причинность не может подлежать ощущению. Заключение от постоянного чередования к причинности не вполне доказательно". Юм только распространил это учение Гланвилль В "Sadducismus Triumphatus" Гланвилль старается задержать распространяющееся неверие. Он верит в реальность привидений, ведьм etc. и довольно остроумно защищает свой тезис.

О нем см. Лекки, "История рационализма" и Э. Радлов, "Очерки из истории скептицизма" ("Ж. Мин. Нар. Просв.", 1887, февраль).

Э. Р.

Смотрии так же...