Владиславлев Михаил Иванович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЛА
ВЛЕ
ВЛИ
ВЛО
ВЛЧ

Владиславлев Михаил Иванович — профессор философии, род. в 1840 г., сын сельского священника. Учился в Новгородской семинарии, потом в С.-Петербургской духовной академии, в которой пробыл всего два года; в академии случилось столкновение преподавателя греческой словесности со студентами, вследствие которого Владиславлев Михаил Иванович в числе других был исключен и отправлен на родину, но скоро вернулся в Петербург. Посланный за границу для приготовления к профессуре, он слушал лекции Куно-Фишера, Ноака и в особенности Лоце. Защитив магистерскую диссертацию ("Современные направления в науке о душе", СПб., 1866), Владиславлев Михаил Иванович был избран штатным доцентом философии в с.-Петербургском университете и вслед за тем занял кафедру философии в историко-филологическом институте. Сверх того он несколько лет преподавал ту же науку на высших женских курсах. В 1868 г. Владиславлев Михаил Иванович получил степень доктора философии за диссертацию "Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы" и был избран экстраординарным профессором; в 1879 г. получил звание сверхштатного ординарного профессора; с 1885 года был деканом историко-филологического факультета, в 1837 г. назначен ректором СПб. университета; умер 24 апреля 1890 г. В течение своей 24-летней профессорской деятельности Владиславлев Михаил Иванович читал лекции по логике, психологии, истории философии, метафизике, этике и философии духа. В специальных курсах он разбирал метафизику Аристотеля, критику чистого разума Канта, Микрокосм Лоце. Лекции его отличались ясностью и отчетливостью изложения. Во всех его сочинениях видна добросовестная работа и ясная мысль. Книга его о Плотине представляет собой первую самостоятельную и хорошую русскую работу по истории философии. Как философ, Владиславлев Михаил Иванович нападал на материалистические тенденции; как педагог, он стоял за классическую систему образования. Литературная его деятельность началась с 1861 г., когда он стал помещать в "Времени" критические и библиографические статьи; позднее он сотрудничал в "Эпохе", в "Отечественных Записках" (1865-1866) и в "Журнале Мин. нар. просв.". Из критических статей Владиславлев Михаил Иванович упомянем разбор сочинения проф. Троицкого "Немецкая психология в текущем столетии" (в "Журнале Министер. народн. просвещения", 1867). Кроме указанных работ, Владиславлев Михаил Иванович перевел "Критику чистого разума" Канта (СПб., 1867) и составил "Логику" (1872, 2-ое изд. 1881; в свое время это был лучший учебник логики, а историческая часть этого сочинения и доныне остается единственною существующею на русском языке попыткой представить историю логики) и "Психологию" (1881, два тома; третий, задуманный им, он не успел обработать). В конце 80-х гг. наша журналистика много говорила о психологической теории Владиславлев Михаил Иванович, пытавшегося установить две "гаммы" чувствований: положительную — разные степени уважения, удивления, величия, и отрицательную — разные степени пренебрежения и презрния. Мерилом чувствования принималось, между прочим, отношение материальных средств данного лица к стоящим выше и ниже его на лестнице благосостояния: предполагалось, что пропорционально богатству объекта растут положительные чувствования субъекта, и наоборот. Защиту Владиславлев Михаил Иванович и объяснение в благоприятном для него смысле вышеприведенной теории принял на себя ученик его профессор А. И. Введенский ("Научная деятельность М. И. Владиславлев Михаил Иванович", в "Жур. Мин. нар. просв.", 1890 г., июнь, и отдельно).

Смотрии так же...