Цветная фотография

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Цветная фотография". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Цветная фотография

Цветная фотография - — Уже первые исследователи химического действия света заметили, что хлористое серебро получает различные оттенки, смотря по цвету действовавшего света и по способу приготовления светочувствительного слоя. В 1810 г. йенский профессор Зеебек заметил, что хлористое серебро под влиянием красного света получает красноватый оттенок. Позднее, в 1839 г., Гершель получил на бумаге с хлористым серебром отпечаток солнечного спектра; красный цвет выходил кирпично-красным, желтый отсутствовал, зеленый был темным. Хунт тоже получал подобные отпечатки. В 1848 г. Эдм. Беккерелю удалось получить фотографию солнечного спектра в натуральных цветах; способ его состоял в следующем: полированные серебряные или медные высеребренные пластинки с слоем полухлористого серебра приготовлялись электролизом 10% раствора хлористоводородной кислоты при помощи 3—4 элементов Бунзена. Сила тока должна быть такова, чтобы в вольтаметре в той же цепи получалось от 4 до 7 куб. см хлора в течение того времени, когда образуется чувствительный слой. Получался обыкновенно слой фиолетового цвета четвертого порядка. Чтобы сделать пластинку с полухлористым серебром малочувствительною к крайним лучам спектра и получать более яркие цвета, Беккерель выдерживал ее в воздушной бане разное время при температуре до 120° до тех пор, пока фиолетовый цвет ее не переходил в красноватый и уже после этих манипуляций подвергал ее действию солнечных лучей, разложенных в призматический спектр. Фраунгоферовых линий получались лишь признаки, так как приходилось брать широкую щель, чтобы получить много света или продолжать действие света несколько часов. Беккерель показывал еще в 1875 г. приготовленную им фотографию спектра, сохраняя ее много лет в задвижном ящичке, лежавшем в его письменном столе. Но все попытки закрепить изображение спектра оказались тщетными. При действии дневного света изображение исчезало постепенно, а при фиксировании — моментально. В период времени от 1851 г. до 1866 г. в том же направлении, что и Беккерель, работал Ниэпс де Сен-Виктор, желая добиться фиксирования цветных изображений. В 1855 г. над тем же вопросом работал и Борегар; но работы как одного, так и другого имеют только историческое значение. Только в 1865 г. Пуатевен упростил немного манипуляцию, покрывая бумагу слоем хлористого серебра, потемневшего от действия света, обработав его смесью растворов двухромово-калиевой соли, медного купороса и хлористого калия и высушив в темноте. Цвета получились менее яркие и тоже не могли быть фиксированы. В 1891 г. Копп несколько видоизменил этот метод, так что можно было рассчитывать на удачное получение цветного отпечатка этим путем. Но Копп умер в том же году, и его идеи были осуществлены только спустя 2 ½ года венским фотохимиком Е. Валента, которому удалось получить удовлетворительные закрепленные фотографии солнечного спектра на белом фоне. Все эти работы основываются на так называемых химических методах, но, кроме них, разработано много других технических приемов, при помощи которых, конечно косвенным путем, добивались цветных фотографий; из них особенного внимания заслуживают: так называемое трехцветное печатание, способ Ch. Cros и L. Ducos du Hauron (см. Светопечатание и Фотомеханические способы печатания), и способ Айвеса, так называемый фотохромоскоп. К трехцветным же процессам надо причислить и прием проф. Джоли (J. Joly) в Дублине. Он приготовляет сначала трехцветную решетку, покрывая зеркальное стекло тонким слоем желатина параллельными линиями числом от 200 до 300 на дюйм, причем последовательно повторяются линии, проведенные эритрозиновой оранжевой, смесью этиловой зелени с эритрозиновой оранжевой и голубой, в воде растворимой анилиновыми красками, смешанными с раствором желатина. Такая решетка из линий, пропускающих лишь красный, или зеленый, или синий цвет накладывается вплотную на ортохроматическую фотографическую пластинку и выставляется в камере. С полученного негатива снимается диапозитив и рассматривается через ту же решетку, расположенную аккуратно в том же положении, как при снимании. В результате получается ярко раскрашенный диапозитив: линии сливаются, смешение цветов получается в самом глазу. В негативе под каждой чертой темные места соответствуют наибольшей силе света, проходящего через пигмент, которым она проведена; по этому самому в позитиве этому цвету будут соответствовать самые прозрачные места. По свидетельству Абнея, фотографии Джоли очень удачны: способ не получил распространения, вероятно, вследствие дороговизны решеток, которые надо делать на особой делительной машине очень тщательно. Ср. "Sc. Amer. Suppl.", 1895, 15919; 16315; 1898, 18750. Многие ученые старались объяснить химическим путем образование цветов на пластинках, но никому из них не удалось создать сколько-нибудь удовлетворительного решения вопроса, и только Ценкер (1868) дал верное направление усилиям к его решению. В своем "Lehrbuch der Photochromie" он попробовал объяснить образование цветов при фотохимических процессах чисто физическим путем, утверждая, что на серебряных пластинках и белой бумаге цвета происходят вследствие интерференции, а именно благодаря образованию стоячих световых волн (см. Интерференция). Верность теории Ценкера 20 лет спустя была доказана очень серьезной работой Отто Винера о стоячих волнах, которая появилась в 1890 году, и наконец в 1891 г. она была подтверждена блистательным открытием Липмана, профессора парижской Сорбонны, который нашел способ фотографирования в натуральных цветах. Для получения искусственным образом стоячих волн Липман поместил отражательную поверхность непосредственно за прозрачным светочувствительным слоем. Для отражательной поверхности после многих бесплодных попыток с зеркалами он воспользовался чистой поверхностью ртути. Светочувствительная пластинка со слоем, обращенным внутрь, была помещена в кассету особенного устройства, в которой она приходила в непосредственное соприкосновение с зеркальной поверхностью ртути. На фиг. 1 и 2 изображена такая кассета системы Липмана.

Смотрии так же...