Флоренция*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Флоренция*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Флоренция*

Флоренция* - (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia — "цветущий город") — главный город провинции Флоренция*, до 1859 г. главный город Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43°46' с. ш. и 11°17' в. д. от Гринвича, на высоте, в среднем, 51,8 м, в долине по обоим берегам реки Арно, который в этом месте сжат двумя запрудами (pescaje), имеет от 120 до 160 м ширины и делит город на 2 части. Северная часть города окружена отрогами Апеннинских гор. Флоренция* после Милана и Турина — самый чистый и опрятный из больших городов Италии. Климатические условия во Флоренция* в общем довольно благоприятны для здоровья; только для страдающих грудными болезнями пребывание здесь может представлять некоторую опасность ввиду частых и довольно резких изменений в температуре. Средняя температура в январе 5°, в июле 25,1°; средняя годовая температура 14,6° Ц. Жителей в 1881 г. было 169001, в феврале 1901 г. — 204950 челов. Флоренция*, нередко называемая "la bella" (красивая) и "la gentile" (прелестная), давно заслужившая имя "итальянских Афин", значительно увеличилась после срытия (с 1859 г.) городских стен на протяжении почти 10 км. Из девяти сохранившихся городских ворот выдаются Порта алла Кроче (построенная в 1330 г.), Порта Сан Галло (в 1284 г.) с фресками Гирландайо, Порта Романа (построенная в 1328 г. Джакопо Орканья), Порта Сан Фредиано (1324) и Порта Сан Миниато. Две цитадели: меньшая — Бельведере, на самом высоком пункте города; большая — Форте ди Сан-Джованни-Баттиста, в центре города. Вдоль обоих берегов реки набережная, так назыв. Лунгарно. Через р. Арно перекинуто шесть мостов, из которых самый древний Понте алле Грацие, построенный в 1237 г. Трехарочный "Старый мост" (Понте-Веккио), уцелевший еще от римского времени, с лавками золотых дел мастеров, был перестроен в 1362 г., Понте-Санта-Тринита — в 1467 г. Частью очень узкие и из-за выдающихся крыш домов полутемные улицы Флоренция*, вымощенные с 1237 г. кирпичами, а позднее каменными плитами, в настоящее время во многих местах уже расширены. Проложенная на месте прежних укреплений широкая улица Виале-деи-Колли опоясывает лежащую на сев. берегу р. Арно часть города. Из 23 более значительных площадей центром городской жизни является Пиацца делла Синьория, самая богатая произведениями искусства, с Палаццо Веккио и Лоджия деи Ланца; в ее настоящем виде она с XIV в. была ареной народных собраний, празднеств и битв; Савонарола и два доминиканца были в 1498 г. здесь сожжены; на ней стояла до 1873 г. колоссальная статуя Давида работы Микеланджело (в настоящее время в купольном зале академии); здесь же Геркулес, убивающий Кака, работы Бандинелли; большой фонтан с Нептуном и Тритонами работы Амманати и бронзовыми фигурами учеников Джованни да Болонья (1575); Марцокко — бронзовый лев, новая копия с оригинала Донателло в национальном музее; конная статуя Козимо I работы Джованни да Болонья (1594). Пиацца делла Сантиссима Аннунциата с трех сторон окружена колоннадами; украшена двумя фонтанами работы Пиетро Такка (1629) и конной статуей великого герцога Фердинанда I (работы Джованни да Болонья), отлитой в 1608 г. из отнятого у турок металла. На Пиацца Санта Mapиa Новелла, украшенной двумя мраморными обелисками (1608), накануне праздника св. Иоанна Крестителя, покровителя города, по установлению (1563) Козимо I происходили конские ристалища четверок, запряженных в колесницы, с возницами в римских костюмах. Пиацца Санта Кроче с памятником Данте — мраморной статуей в 6 м высоты, на цоколе в 7 м, работы Пацци, поставленной в 1865 г. по случаю 600-летнего юбилея рождения поэта. Пиацца Санта Тринита, с гранитной статуей из терм Каракаллы в Риме, перенесенной сюда в 1563 г. и увенчанной в 1581 г. порфировой статуей Справедливости работы Тадди, на которую позднее был накинут бронзовый плащ. Из 170 церквей и капелл Флоренция* прежде всего бросается в глаза величественный собор Санта Mapиa дель Фиоре, начатый постройкою в 1294 г. на месте старой церкви св. Репараты; отдельно от него стоит колокольня в 84 м высотой, отделанная, как и самый собор, разноцветным мрамором; отдельно стоит и древнее (XV стол.) здание крестильни (Battistero San Giovanni) в тоскано-романском стиле. Церк. Санта-Mapиa Новелла в тосканско-готическом стиле, начатая постройкою в 1278 г.; церковь Сан-Спирито — базилика, построенная в 1487 г. в форме латинского креста, по внутренней отделке одно из самых красивых зданий во Флоренция*; церковь Санта-Кроче (1294—1442) — пантеон Флоренция* с памятниками Данте, Микеланджело, Галилея, Макиавелли и других великих граждан Флоренция* Сантиссима Аннунциата, основанная в 1250 г., позднее расширенная и украшенная. Сан-Лоренцо, в 390 г. основанная и в 397 г. освященная св. Амвросием Медиоланским, одна из древнейших церквей Италии; в 1423 г. пострадала от пожара, в 1425 г. была отстроена в стиле древнехристнской базилики. Санта-Тринита, построенная в 1250 г. и переделанная в 1570 г. На левом берегу Арно, в Санта-Mapиa-дель-Кармине, капелла Бранкачи с очень важными для истории искусств фресками. Рядом с городом базилика Сан-Миниато-аль-Монте (в большей части XII в.) в тоскано-романском стиле. Из многочисленных, обращенных с 1865 г. по большей части под административные, военные и художественные учреждения, мужских и женских монастырей разных орденов замечательны Санта-Мариа-Новелла, Санта-Кроче и Сан-Марко, отчасти размерами, отчасти классическими произведениями искусства. Флоренция* богата дворцами в строгом стиле, с фасадами простыми и без украшений, часто из огромных, грубо обтесанных глыб фьезоланского камня. Внутри один или несколько четырехугольных дворов, обнесенных аркадами, откуда нередко крутые лестницы ведут в жилые комнаты. Зубчатые верхи некоторых из этих дворцов, крепкие, обитые железом ворота, толстые, в 1—2 м, стены домов и кое-где над ними возвышающиеся башни напоминают о кровавых столкновениях средневековья. Самое большое и красивое из этих зданий — Палаццо Питти в стиле раннего Ренессанса. Палаццо Веккио — первоначально резиденция синьории республиканского правительства, потом великого герцога Козимо I, теперь городской дом, построенный в 1298 г., с "Залом Пятисот", одним из самых больших и величественных в Европе. Близ него построенная в 1376—82 г. знаменитая Лоджиа деи Ланци (получившая свое название от немецких телохранителей Козимо I). В Палаццо Уффици, построенном в 1560—74 гг., теперь национальная библиотека, архив и знаменитая Галлериа дельи Уффици с богатым собранием произведений искусства; в Accademia delle belle Arti богатая, расположенная в хронологическом порядке коллекция картин старейших флорентинских мастеров; с 1873 г. здесь же находится и колоссальная статуя Давида, работы Микеланджело. Палаццо Строцци (1489—1553) представляет собой высшую ступень развития флорентинского архитектурного стиля; Палаццо Рикарди — когда-то жилище знаменитых Медичи старшей линии, в 1865—71 г. резиденция министерства внутренних дел; Палаццо Подеста, теперь назыв. Bargello, начатый постройкою в 1255 г., с XVI стол. по 1859 г. служивший зданием суда и тюрьмы, в 1859—65 г. отлично реставрированный и обращенный в национальный музей. Университет (философский, физико-естественный и медико-хирургический факультеты и фармацевтическая школа Scuola di farmacia), основанный в 1349 г. и в 1859 г. преобразованный в институт высших наук (Institute di studi superiori pratici e di perfezionamento), с курсами философии, истории, археологии и литературы (слушателей 400—450 чел.). Военно-географический институт; практическая школа военных врачей. Недавно по частному почину открыт институт для подготовления к дипломатической и всякой другой государственной службе. Высшее девичье училище, учительские семинарии мужская и женская. Художественное училище для образования архитекторов; музыкальная консерватория; основанная в 1882 г. немецкой колонией немецкая школа для мальчиков и девочек; частное девичье училище с пансионом; основанное диаконисами девичье училище; две гимназии, реальное училище. Accademia della Crusca, институт для исследования истории Тосканы и Умбрии, Accademia dei Georgofili (для поощрения сельского хозяйства), Общество поощрения драматического искусства, Филармоническое общество, Societ à d'Incoraggiamento delle belle Arti, ежегодно устраивающее выставки картин. Кроме уже упомянутых художественных собраний, имеются еще "Галлериа дельи Арацци", собрание стенных ковров в Палаццо Крочетта, галерея Буонаротти с произведениями и эскизами Микеланджело, "Галлериа Торриджиани" в палаццо того же названия, картинная галерея в воспитательном доме, открытый в 1891 г. соборный музей, в котором хранятся преимущественно художественные произведения, взятые из собора и баптистерия (римские и этрусские древности, рельефы, серебряный алтарь и т. д.). Музей естествоведения (Museo fisico e di Storia Naturale), основанный великим герцогом Леопольдом I; кроме зоологических коллекций, в которых особенно богато представлен отдел орнитологии, прекрасное полное собрание восковых препаратов по анатомии и зоологии и целая масса художественно исполненных из воска лепных растений. К музею принадлежат обсерватория и ботанический сад; здесь читаются бесплатные лекции по всем отраслям естествоведения. С 1841 г. здесь же хранятся инструменты и другие предметы, напоминающие о Галилее. Богатый археологический музей с предметами из древних могильников и египетскими и этрусскими древностями (последние добыты по большей части во время путешествия Росселини в 1827—29 г.), помещается в Палаццо Крочетта; основанный А. Де Губернатисом индийский музей, а также минералогические и геологические коллекции бывшего университета — в Instituto di studi superiori. Главные общественные библиотеки: 1) основанная в 1444 г. Козимо Медичи библиотека Медичейская, или Laurentiana (4000 томов, 669 брошюр, 9609 драгоценнейших рукописей греческих и римских классиков, богатое собрание печатных произведений XV ст.); 2) Национальная библиотека, образовавшаяся в 1860 г. от соединения находившейся прежде в Палаццо Питти великогерцогской Biblioteca Palatin à и еще более значительной, основанной бывшим ювелиром Ант. Мальябекки и с 1747 г. открытой для общественного пользования Biblioteca Magliabecchiana (414640 том., 300148 брошюр, 8785 музыкальных произведений, 6100 гравюр на меди и рисунков от руки, 17229 рукописей и очень редких печатных книг); 3) Biblioteca Marucelliana (140000 тт., 17000 брошюр, 1441 рукописей), основанная в 1713 г. Маручелли, с коллекцией гравюр на меди; 4) Biblioteca Riccardiana (3 2574 тт., 3844 рукописей, рукописи Данте, Галилея, Петрарки, Макиавелли). Центральный архив Тосканы, образовавшийся в 1851—58 гг. из слияния нескольких отдельных архивов — дипломатического, республиканского, Медичейского, упраздненных монастырей и т. д., — находится в Палаццо Уффици и содержит в 140000 богатейшие сокровища, неоценимые для исторических исследований. Двенадцать театров все одновременно бывают открыты лишь во время карнавала; в остальное время открыта лишь часть их. Театр делла Персола построен в 1652 г., возобновлен в 1857 г., вместимостью на 2000 зрителей, предназначается для оперы и балета; театр Николини (прежде Кокомеро) — для итальянской и французской оперы и драмы; театр Сальвини — для французской комедии; в театре Пальяно помещаются 40 0 0 зрителей. Госпиталь Санта-Mapиa Нуова (основ. в 1285 г.) на несколько тысяч больных обладает собранием картин. Еще несколько больниц, институт слепых, евангелическая больница, воспитательный дом, основанный по плану Брунеллески его учеником Луной (Luna) в 1421 г. на средства шелкоткацкого цеха; дом умалишенных, рабочий дом, ломбард со сберегательной кассой. Процветавшая когда-то промышленность гор. Флоренция* находилась еще недавно в упадке, но за последнее время замечается стремление к подъему и улучшению. Соломенные шляпы и шелковые материи изготовляются все еще в большом количестве, но производство шерстяных материй и бархата незначительно. Замечательны еще работы из мрамора и алебастра, флорентийская мозаика. 8 уличных железнодорожных линий с лошадиными, паровыми и электрическими двигателями. Близ города построенная в 1868 г. дорога Viale dei Colli, в 5760 метр. длиной и 18 метр. шириной, поднимающаяся на высоты и украшенная скверами, розовыми кустами и аллеями; отсюда величественный вид на город и возвышающиеся за ним горы. В зап. части города расстилаются "Кашины" с парками и густыми лесными чащами. На Ю.З. лежит Чертоза ди Валь д'Эма, в 10 км севернее — Фьезоле (см.); далее на востоке — монастырь Сан-Сальви (XI в.) с картиной "Тайной Вечери" работы Андреа дель Сарто (1526).

Смотрии так же...