Убор головной*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Убор головной*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Убор головной*

Убор головной* - — термин, включающий как способы собственно прически, так и способы убранства и покрытия головы. И те, и другие в высшей степени разнообразны в зависимости от расы, места, эпохи, религии, степени культуры и умственного развития. Тем не менее как формы Убор головной*, так и генезис их могут быть приведены к немногим формам и причинам. Коренной мотив забот об убранстве головы — утилитарный. Прежде всего, волосы, падая в беспорядке на лицо, уши, шею, плечи, не только причиняют общее неприятное ощущение, но мешают видеть, слышать, есть и косвенно — правильности труда, напр. при охоте, рыбной ловле, шитье, борьбе, представляя иногда и серьезную опасность, например при прохождении через густые заросли, при бегстве (классический пример Авессалома, запутавшегося длинными волосами в ветвях). Вот почему, где этому не мешали религиозные причины (см. ниже), волосы срезывали, брили. Но на самых ранних ступенях волосы чаще всего составляли предмет неприкосновенности, и потому вместо срезывания и сбривания приходилось волосы всячески скреплять в одно, чтобы они не распадались. Отсюда различные способы скрепления. Самый обыкновенный и распространенный состоит в том, что волосы собираются в пучок и завязываются на затылке или на макушке. Наряду с этой простейшей формой мы встречаем даже у самых первобытных народов скрепления посредством гребешков и шпилек. Другой простой и широко распространенный способ удержания волос в порядке — это завязывание их в виде кос, способ обычный и даже обязательный у монголов, китайцев, маньчжуров, тюрков, тибетцев, у некоторых племен Южн. Америки и мн. др. и, наконец, в цивилизованных странах у женщин, православных священников. Дальнейшим развитием этого способа является тот, когда вместо одной или двух больших кос убирают волосы многими мелкими косичками или завивают их буклями, локонами. Первоначальная цель подобного Убор головной* явственно видна из обычая гереросов (Южн. Африка), которые убирают голову тугими, крепко смазанными жиром косичками, вплетая для большего скрепления полоски кожи и волокна растений. Примером примитивного завивания у диких народов может служить обычай у маликало (Меланезия), у которых волосы завиваются наподобие щетины дикообраза, причем пучки волос толщиною в стержень голубиного пера обертываются корой вьющихся растений. Своеобразный способ скрепления волос представляет склеивание их тем или другим клейким веществом. Так, у кафров, точно так же как у некоторых племен истоков Нила, волосы склеиваются помощью глины, назема и камеди в одну пластическую массу. На о-вах Соломоновых и Анахоретских волосы заплетаются косичками и склеиваются камедью. Склеивание, кроме скрепления волос, дает еще возможность придавать плотной и гибкой вместе с тем массе волос любую форму. В Китае замужние женщины склеивают волосы клеем так, что они плотно прилегают к макушке, сзади выгибаются, как ручка чашки, а над ушами выступают крылообразными отростками. Оригинальный головной Убор головной* из склеенных волос, украшаемый бусами и раковинами, поднимающийся на ½ метра под головой, требующий иногда трудов нескольких лет, представляет Убор головной* лангов (негры Верхнего Нила; см. фиг. 6). К этому же способу нужно отнести убирание волос комочками. Так, напр., у басунтов (Зап. Африка) с помощью угля, сажи и масла земляного ореха волосы скручиваются в мелкие отдельные комочки, вследствие чего голова получает вид виноградной лозы, густо усаженной ягодами. Подобным образом поступают нгомбехи, обсыпая волосы угольной пылью. В способах покрытия головы утилитарные мотивы тоже на первом плане, но тут они гораздо разнообразнее. Голова покрывается не только для скрепления волос (лобные повязки, косынки, тюрбаны, мешочки, сетки, кошельки), но, главным образом, чтобы защитить от климатических и атмосферических влияний (от зноя, холода, дождя, ветра). Отсюда, смотря по цели и месту, разнообразие форм и материала головного покрова. Для удержания волос в порядке южноамериканский тегуельга, айн, чернорабочий японец, памаки, готтентоты и т. д. довольствуются простой лобной повязкой, на Суматре боец с той же целью одевает охватывающее голову деревянное кольцо, батаки (тоже на Суматре) носят платок в виде тюрбана, гречанки и римлянки носили косынки или дорогие сетки из золотых и серебряных ниток; для защиты от тропической жары на Борнео женщины одевают соломенные шляпы с полями шириною в метр (фиг. 9), таганы — целые шаровые сегменты, бедуин, суданец, индус окутывает голову тюрбаном, южноамериканский индеец набрасывает на голову цветное влагалище пальмы, житель Сахары туарег, защищая себя от обжигающего ветра пустыни, обертывают себя литамом (платок, оборачивающийся вокруг всей головы, оставляя на лице открытым только кончик носа, и закрепляющийся на затылке узлом); наоборот, жители холодных стран пользуются головными покровами из меха; жители стран с дождевым летом, как гиляки, гольды — защищают себя вместо зонтика известными коническими шляпами из бересты и т. д., а во многих местах, где климатические условия допускают, покров употребляется весьма редко. Даже греки и римляне прибегали к головным покровам только во время путешествий, охоты, рыбной ловли и т. д.

Смотрии так же...