Туннель*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Туннель*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Туннель*

Туннель* - — искусственный подземный ход по горизонтальному или наклонному направлению, сооружаемый для проведения дороги, канала и пр. В горном деле Туннель* также проводятся для разработки и извлечения полезных пород, а в военной технике носят название минных галерей. Открытые выемки значительной глубины (свыше 20 м) заменяются Туннель* по следующим причинам: 1) для удешевления работ от уменьшения объема удаляемой земли; 2) глубокая выемка занимает широкую полосу земли, которая часто имеет высокую ценность; 3) зимой представляется необходимость очищать выемку от снежных заносов: 4) укрепление откосов глубоких выемок для удержания их от обвалов требует сложных и ценных работ. Последние два условия имеют особую важность при сооружении дорог в горах (альпийские дороги, участок Тихоокеанской жел. дороги в Скалистых горах Сев. Америки и др.), где вследствие высоты и недоступности проходов проведение дорог без устройства Туннель* большей частью немыслимо. Равным образом, Туннель* представляются удобными для устройства сообщений под оживленными улицами больших городов и под руслом широких рек, взамен мостов, постройка которых иногда сопряжена с большими расходами или стеснением для судоходства. Подземные работы производились древними египтянами за 3000 лет до Рождества Христова, а в XX в. до Рождества Христова ассирийцы разрабатывали под землей медные рудники у верховьев р. Тигра. Древнейшее и притом весьма яркое описание подобных работ с характеристикой приемов искусственного водоотвода и пр. находим в кн. Иова (гл. XXVIII, стр. 1—11). Первое описание подземного хода, устроенного для целей сообщения, встречаем в истории вавилонян. Он был построен царем Навуходоносором и вел от царского дворца к храму Ваала, проходя под Евфратом. Геродот дает описание Туннель* на острове Самосе, пробитого через горный кряж высотой в 900 фт. Туннель* этот имел длину около l 1/2 км и был удобен для прохода людей. Следы Туннель* найдены на некоторых других о-вах Греции. Римляне, заимствовав у этрусков приемы подземных работ, впервые на них же применили свое искусство, овладев посредством подкопа столицей этрусков Вейями (396 до Рождества Христова). Следы подземных акведуков и дорог, построенных римлянами, сохранились до нашего времени (например, грот Поссилипса между Неаполем и предместьем его, представляющий туннель длиной около 1 км). Порохом стали пользоваться для сооружения Туннель* лишь в XVII в. (Мальпасский Туннель* на Лангедокском канале в 1679—1681 гг., Урнер-лох в С.-Готардском проходе — 1707 г.). Первым значительным Туннель*, прорытым в слабой породе, был С.-Кентинский (1803) шириной 8 м, пролегающий в сыпучем песке на С.-Кентинском канале. Сооружение первых железных дорог и затем изобретение динамита содействовали развитию постройки Туннель* Пять длиннейших Туннель* в Европе: С.-Готардский (14912 м), Фреюс (12 2 33 м), Арльбергский (10248 м), Туннель* под проходом Джиови у Генуи (8800 м) и Туннель* через Col di Tenda (8100 м). Выше всех над уровнем моря расположен Арльбергский Туннель* (1310 м).В России длиннейший Туннель* — Сурамский на Закавказской ж. дор. (1874: саж.). Постройке Туннель* должны предшествовать подробные геологические исследования для выяснения расположения, длины, профиля, конструкции и способа исполнения Туннель* Профиль Туннель* в породах, производящих значительный напор с боков и на потолок, приближается к кругу (Блекуэльский Туннель* под Темзой и другие подводные Туннель*), вообще же сечению Туннель* придается форма более или менее растянутой параболы; для Туннель*, подошва которых не обделывается сводом, выбирается подковообразная форма, при полной обделке камнем иногда отдают предпочтение яйцевидной форме, которая более всего соответствует теоретическим предположениям относительно величины и распределения усилий, производящих давление на обделку Туннель* Подземным жел. дор. в городах большей частью придается круглый профиль, а для городских трамваев, прокладываемых в крытых выемках, предпочитают прямоугольное сечение (Бостон, Париж). В остальном размеры профиля определяются, в зависимости от числа путей, установленным габаритом и пределами приближения сооружений к путям, а равно необходимыми уширениями для безопасного прохода рабочих и возможности ремонта. Профили некоторых существующих Туннель* для железных дорог нормальной колеи в два пути представлены на фиг. 1—7, для однопутных нормальных дорог на фиг. 8—10, а для однопутной узкоколейной жел. дороги местного значения — на фиг. 11 и 12. При назначении продольной профили Туннель* приходится иметь в виду водоотвод и вентиляцию, вследствие чего для длинных Туннель* избегается вполне горизонтальное расположение. При пересечении горных хребтов Туннель* придается небольшой уклон от вершины в обе стороны, при чем обыкновенно для содействия естественной вентиляции предпочитают располагать выходы Туннель* на разных высотах.

Смотрии так же...