Строка

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Строка". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Строка

Строка - (от греч. στροφή — поворот — часть торжественного шествия хора в греческой трагедии) — определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха — versus — означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин — меньшей (стопа), в стих, и большей (стих), в Строка Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В Строка наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой Строка античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть "периода", подвигаясь обратно — вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха — третью часть, эпод. Стихи длинной Строка, самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы даже при утонченной чуткости древних к размеру очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным, — напевом. От греческой хоровой торжественной песни и ведут свое происхождение традиционные Строка оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов — Stollen — и третьего — Abgesang. Уже из понятия Строка как ритмического целого следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не может считаться Строка, если она не производит того же впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстиший стихотворение Некрасова "Нейди просторною дорогой торною" (из "Кому на Руси жить хорошо") — на самом деле состоит из шестистиший, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще, в точное понятие Строка должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифм мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла. Отсутствие одного из этих условий делает Строка отличной от других и позволяет соединить ее с другою; так, в "Весне" Тютчева, в "Недоноске" Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно в восьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из Строка различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в "Песне о колоколе", где одинаковые Строка монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина. Составляя одно целое, Строка естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла. Разнообразие различных Строка бесконечно; но кроме свободных Строка, создаваемых поэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела: античные Строка, романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют также много внимания и различным общепринятым свободным Строка, пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так, напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишие из двухстопных ямбов "особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности"; четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговением и жаждой покоя". Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для "выражения решительной силы, категорического приказания, сжатого поучения" и т. п. Из античных Строка наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов

Смотрии так же...