Стихосложение

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Стихосложение". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Стихосложение

Стихосложение - (в дополнение к ст. Метрика). Несмотря на то, что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию, учение о Стихосложение относят до сих пор — и не без основания — к теория поэзии. Как ни очевидно, что произведения прозаического стихотворства, начиная от дидактических поэм и кончая мнемоническими ухищрениями (вроде стихотворных перечислений латинских исключений), не имеют ничего общего с поэзией, все же громадное большинство произведений стихотворной речи относится к области поэзии — относится к ней именно вследствие своей стихотворной формы. Связывает поэзию и стих тот эстетический, эмоциональный элемент, который составляет основу обоих. Эстетическое чувство покоится на подведении отдельных внешних представлений под известные общие схемы, имеющиеся в нашей мысли. В поэзии (см.) это объединение разрозненных представлений совершается при посредстве поэтического образа, символа, типа. В речи стихотворной сведение к единому началу отдельных слуховых представлений основано на ритме. Ритм есть правильная смена звуков различной интенсивности. Один и тот же звук может быть произведен с большей или меньшей силою. Если такие повышения и понижения сменяют друг друга с известной правильностью, доступной сознанию, то говорят, что звуки идут ритмически. "Неизменно продолжающийся звук не дает для нашего сознания никакого повода расчленять его во времени. Простейший случай, в котором происходит такое распределение звука по времени, — тот, когда звук, оставаясь качественно неизменным, усиливается и ослабляется в свой силе" (Вундт). Такой случай мы и имеем в стихотворной речи. Сознание наше не только выделяет моменты усиления, повышения (arsis) и ослабления, понижения (thesis) — оно отмечает их однообразную последовательность; каждое повышение есть повторение прежнего повышения; при каждом понижении сознание готовится воспринять следующее за ним повышение; сходные группы повышений и понижений, простейшие и более сложные (стопы, стихи, строфы) правильно сменяют друг друга, давая сознанию впечатление некоторой законности, охватывающей единым началом все разнообразие звуков и слов речи. Эмоциональный характер такого закономерного расчленения речи объясняется теперь с достаточной полнотой. Еще Спенсер, подметив факт, затруднялся его объяснением: почему именно действия, возбужденные сильным чувством, стремятся к ритмичности — это было для него не совсем ясно, но он указывал, например, на качание тела взад и вперед под влиянием боли и горя, трясение ноги в нетерпении или беспокойстве; "танцы также представляют ритмическое действие, свойственное возбужденному чувству; что речь под влиянием возбуждения приобретает известную размерность, это мы можем иногда заметить в высших усилиях оратора; в поэзии, той форме речи, которая употребляется для лучшего выражения идей волнения, мы видим развитие этого ритмического стремления". Напоминая о первоначальном синкретизме музыки, танцев и песни, Спенсер утверждает, что размеренное движение, общее всем им, предполагает ритмическое действие целой системы, включая сюда и голосовой снаряд, и что таким образом ритм в музыке (и тем более в стихах) есть более утонченный и сложный результат отношения между умственным и мускульным возбуждением. Вундт прямо говорит, что предрасположенность к правильной ритмической смене движений заключается в строении наших двигательных аппаратов. Но если бы и не было доказано, что речь ритмическая происходит из языка волнения, то, несомненно, она ведет к волнению — к чувству эстетического наслаждения, зависящего от той легкости, с которой воспринимаются сознанием объединенные ритмом элементы речи, от той экономии энергии, которая достигается при этой работе. "Подобно тому, как тело, получающее ряд различных толчков, должно держать мускулы наготове для того, чтобы встретить самый сильный из них, не зная, когда именно он получится, точно так и ум, воспринимая нераспределенные слоги (прозы), должен держать свои способности восприятия в надлежащей бодрости, чтобы распознать звуки, наименее легко уловляемые. И подобно тому, как при повторении толчков в определенном порядке тело может сберечь силы свои, сообразуя сопротивление с толчком, точно так при ритмическом распределении слогов ум может сберечь свою энергию, заранее приготовив внимание, потребное для каждого слога" (Спенсер, "Философия слога"). Стихосложение, или версификация, в теоретическом смысле обозначает совокупность правил, в которых выражается музыкальная природа человеческой речи при сочинении стихов. В смысле суммы способов составлять стихи версификация видоизменяется под влиянием каждого из следующих трех условий: а) если в данном языке (напр., в греческом и латинском) существует деление гласных, а, следовательно, и слогов, на долгие и краткие, от которого часто зависит место ударения в словах; б) если между гласными нет ни долгих, ни кратких, и ударение постоянно лежит на известном месте в словах (языки французский, польский); в) если при отсутствии различия между долготой и краткостью гласных ударение не имеет определенного места в словах (русский язык). В первом случае версификация называется метрическою (μέτρον, мера), или стопочислительною; во втором — силлабическою (συλλαβή, слог), или слогочислительною; в третьем — тоническою (τόνος, сила, ударение), или силочислительною, музыкальною. В метрическом стихосложении количество (προσωδία, quantitas) в понятиях долготы и краткости слогов определяется таким образом, что время произнесения одной долгой гласной равняется времени произнесения двух кратких гласных, т. е. двум протяжениям

Смотрии так же...