|
Иллюстрация к статье на тему "Стеклянная мозаика*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Стеклянная мозаика* - — Мозаическое искусство обладает для выполнения художественных изображений весьма разнообразными материалами, в числе которых природные камни по давности употребления и относительной прочности занимают первое место. Из числа прочих материалов (цветные изразцы, окрашенное дерево и др.) является самым лучшим стекло, ибо оно по прочности превосходит многие природные камни, напр., мраморы, и дает возможность приготовлять по требованию многоцветной живописи все цвета, притом превосходные по блеску и яркости. Поверхность мозаического изображения представляется покрытою сетью правильных или идущих во всех направлениях линий или швов, означающих места схождения отдельных частей. Техника Стеклянная мозаика* мозаики слагается, во-1-х, из приготовления главного материала — окрашенного стекла, во-2-х — из разрезки на надлежащей формы и величины части и, в-3-х, из скрепления собранных частей в одно целое и в некоторых случаях полировки и подправки поверхности стуковкой. Стекло для мозаики, или эмаль (от латин. esmaltum или smaltum, итал. smalti и франц. éma il), часто называется для отличия смальтою. По составу и свойствам своим смальта ничем не отличается от цветного стекла со щелочно-известковым и свинцовым основаниями, часто заключает в своем составе борный ангидрид, а потому относится к легкоплавким стеклам; содержанием окиси свинца и борного ангидрида смальты не так богаты, как оптическое стекло и страссы, а потому приближаются в этом отношении к хрусталю (см. Стеклянное производство). Почти вся смальта представляет непрозрачное или глухое стекло и в некоторых случаях полуглухое, просвечивающее в тонких краях. Уничтожение прозрачности основной массы смальты и окрашивание ее производятся теми же средствами, как и подходящего к ней цветного стекла (см. Стеклянная мозаика* производство). Чем светлее и ярче краски, тем глуше ее масса. В теневых красках, кроме затемнения собственно окраской, пользуются поглощением света полупрозрачной средой, т. е. неполным замутнением стекла. В черном стекле, окрашенном окислами марганца, железа, кобальта и меди в больших количествах, муть совершенно отсутствует, и в тонких пластинках оно прозрачно, будучи окрашено преобладающим окислом, напр., окисью кобальта — в синеватый цвет, окисью марганца — в фиолетовый оттенок, при достаточной же толщине (около 5 мм) такое стекло совершенно поглощает свет и кажется черным. Белая глухая смальта получается прибавкой к основному составу двуокиси олова, окиси сурьмы (вернее, сурьмяного ангидрида Sb 2O5), белого мышьяка (мышьяковистый ангидрид), фтористых соединений (плавиковый шпат и криолит). Наиболее употребительны, как дающие более совершенную глухоту, окиси сурьмы и олова, не изменяющиеся от вторичного нагревания, и плавиковый шпат (de-Fontenelle и Malepeyre, 1900), как дешевый материал. Белая смальта, окрашенная металлическими окислами, дает прямые глухие краски: с окисью кобальта — синюю, окисью хрома — зеленую, окисью меди — синевато-зеленую (бирюзовую), с соединениями золота — розовую и проч. (см. Стеклянное производство). Кроме того, прямые цветные краски получаются без посредства белого глухого стекла прибавкою в прозрачное стекло сурьмяных соединений с другими окислами; так, напр., с окисью свинца — яркий желтый, с окисью железа, смотря по количеству последнего, — от оранжевого до оранжево-красного, с окисью меди — зеленый фисташковый. Большое количество закиси меди в виде медной окалины, раскисляемой во время плавки (около 12% и более), дает глухую кирпично-красную смальту, при чистых материалах — ярких оттенков. Закись меди, окрашивая свинцовые сплавы, при небольших количествах дает прозрачное красное стекло (медный рубин, см. Стеклянное производство), легко удерживающее после надлежащего охлаждения свою прозрачность, но затем, при вторичном разогревании, делается глухим и проявляет весьма различные окрашивания, начиная от яркого светло-желтого до красного пурпурового цвета, переходя при этом в розоватые и синеватые оттенки, смотря по продолжительности огня и количеству окисла. Такого рода краски, получаемые не прямо по сплавлении, называются отражательными, или с коркой (итальянское Scorzetti), так как поверхность таких красок покрывается слоем окислов, который перед употреблением сдирается песком или наждаком. Так как отражательные краски относительно дороги, то они встречаются в мозаиках не особенно часто (большое количество тельных и пурпуровых тонов можно видеть в мозаиках Исаакиевского собора в Стеклянная мозаика*-Петербурге). Тельные краски, получаемые посредством закиси меди, весьма трудно выполняются и требуют продолжительного времени, поэтому таковые готовятся смешением белого глухого стекла с желтым сурьмяным и с золотым рубиновым стеклом. Теневые оттенки тельного достигаются прибавкой к предыдущему черного стекла, богатого окисью марганца. К числу разнообразных окрашиваний закисью меди относится получение при посредстве ее искусственного авантюрина. Искусственный авантюрин получает свой особый световой отлив с блестками не от присутствия закиси меди, а от кристаллов металлической меди, что доказывается микроскопическими исследованиями шлифов искусственного авантюрина. В натуральном авантюрине блеск зависит от присутствия трещин или вростков гетита и чешуек железной слюды. Задача получения авантюрина сводится к введению в сплав избытка закиси меди, в раскислении ее на металл, причем медь находится частью в растворе, и доведении сплава медленным охлаждением до такой густоты, чтобы медь не успела вся сесть на дно, а часть ее из раствора выкристаллизовалась внутри сплава; при неудачном ходе охлаждения вся медь собирается в виде корольков как внутри, так и на дне горшка. Авантюрин можно получить как из свинцового, так и щелочно-известкового стекла. Приводим пример одного из многочисленных составов: молотого содово-известкового стекла 100 ч., закиси меди или медной окалины от 7 до 10 ч., железной окалины от 1 до 4 ч., двуокиси олова от 7 до 8 частей, мелких железных опилок 1 ч. Во время плавки массы для раскисления прибавляют различные органические вещества, солому, отруби и проч. Когда масса готова, печь постепенно охлаждают, уменьшая количество топлива, до полного прекращения топки. Зеленый, или хромовый, авантюрин получается со щелочно-известковым стеклом прибавкою достаточного количества окиси хрома или двухромовокалиевой соли (хромовая кислота при плавке переходит в окись). Получение хромового авантюрина значительно легче медного. Он прямо получается по сплавлении и охлаждении. По Пелузу (Pelouze), впервые его приготовившему, состав его следующий: песка — 250 ч., соды — 100 ч., известкового шпата — 50 ч., двухромовокалиевой соли от 10 до 50 ч. При 50 частях хромовой соли плавка идет очень тяжело и несовершенно; лучший зеленый цвет и обилие блесток выкристаллизовавшейся окиси хрома получается при 40 частях (около) хромовой соли на указанный выше состав. Золотая, серебряная и платиновая смальта, из которой набираются фоны для мозаик и для орнаментальных украшений, представляет тонкие листы поименованных металлов, впаянные в прозрачную бесцветную или цветную стеклянную массу. Приготовляется она следующим способом. Тонкие листы стекла толщиною около от 0,5 до 1 мм и поверхностью около 80 кв. стм покрываются листовым золотом, серебром или платиной, которые удерживаются на стекле одной силою сцепления, без посредства какого-либо клея, достаточно прочно для последующей обработки. Крытые металлом листы разогреваются в огне до начала размягчения, и затем на сторону, покрытую металлом, накладывается слой мягкого стекла и все вместе сдавливается от руки прессом до надлежащей толщины, которую доводят приблизительно до 1 стм или менее. Таким образом металлический лист оказывается между двух слоев стекла, из которых тонкий (тот, на который был нанесен металл) представляет казовую сторону. Употребляя вместо бесцветных цветные листы, получают различные оттенки металлической поверхности. Сплавленная масса смальты для удобной колки и резки на части извлекается из печи посредством железного ковша в полужидком состоянии и подвергается формованию под прессом в плитки или вытягивается в стволики. Прессование производится в форму, когда получают плитки квадратного очертания. Величина таких плиток редко превышает 4 кв. врш. и толщина около 1/4 врш., чаще толщина меньше. Плитки в форме лепешки с неправильными округленными краями прессуются на металлической доске, отчего края не имеют определенных очертаний; такой формы вся венецианская смальта. Лепешки в диаметре достигают 2-5 врш. и толщины около 3 / 8 врш. Смальта в виде тянутых стволиков (см. Стеклянное производство) имеет различную форму разреза, наичаще четырехгранную и трехгранную, звездчатую, смотря по требованию набираемого рисунка; в некоторых случаях получают сложные стволики спаиванием нескольких разноцветных, например изображающих зерна жемчуга для драпировок или среднюю часть глаза со зрачком, которые вставляются на свое место в мозаической картине, чем облегчается набор таких предметов из частей. Колка смальты производится посредством острого молотка, представленного на фиг. 1.
|