Паруса

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Паруса". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Паруса

Паруса - — представляют собой поверхности, служащие для воспринятия давления ветра, "ели последний служит в качестве двигателя судна. Все приспособления, делаемые на судах для применения к нему ветра как движущей силы, составляют вооружение парусного судна. В состав вооружения входят: рангоут — все деревянные части (или все "деревья"), такелаж — все снасти (веревки) и Паруса (см. Корабль). Для удобнейшего ознакомления с рангоутом, такелажем и Паруса здесь рассмотрено вооружение парусного судна с так наз. фрегатской оснасткой (системой Паруса и снастей). Основную часть его рангоута составляют мачты: фок-мачта, трот-мачта, бизань-мачта и бушприт. Так как такелаж, части рангоута и Паруса сходны между собой на всех трех мачтах, то все одинаковые детали их имеют и одинаковые названия, с прибавлением спереди слов: фок (или фор), если предмет принадлежит фок-мачте; грот — если предмет у грот-мачты и бизань (или крюйс) у бизань-мачты [В частности слова фор- и крюйс, прибавляют к названию тех принадлежностей фок-мачты и бизань-мачты, которые расположены выше марса, включительно. См. ниже.]. Все мачты делаются составными, для удобнейшего обращения с ними. Нижние части их, прикрепляющиеся непосредственно к корпусу судна, носят названия мачт (в собственном смысле). Продолжение мачт составляют стеньги; к стеньге прикрепляется брам-стеньга, верхняя часть которой наз. бом-брам-стеньгой. Нижний конец каждого из этих деревьев имеет назв. шпора, верхний — топа. При соединении мачты со стеньгой имеется полукруглая площадка, называемая марсом, который положен на раму из двух продольных брусьев (лонгосалингов) и двух поперечных (краспиц). Под краспицами, для укрепления их, прикреплены к мачте толстые доски, наз. чиксами. При соединении стеньги с брам-стеньгой имеются только лонгосалинги и краспицы, составляющие салинг; у брам-стеньги, в том месте, где она переходит в бом-брам-стеньгу, ставится бом-салинг — круглый бугель (кольцо) с железными ветвями (рожками). Продолжение бушприта представляет утлегарь, к которому свою очередь прикрепляется бом-утлегар. Мачты укрепляются в надлежащем положении при помощи снастей, называемых стоячим такелажем, те снасти стоячего такелажа, которые удерживают мачты с передней стороны, носят название штагов, с прибавлением к этому названию названия дерева, которое они укрепляют: стень-штаг (от топа-стеньги), брам-штаг (от брам-стеньги), бом-брам-штаг [Ко всем этим названиям прибавляется еще название мачты, которую они поддерживают.] (от верхнего конца бом-брам-стеньги); нижние штаги получают в прибавление к своему названию только название мачт, напр. фока-штаг, грог-штаг, бизань-штаг. Штаги соединяют также и мачты между собой, так как идут, напр., от марса одной мачты к салингу другой, от салинга одной к бом-салингу другой и т. д., а также и бушприт с мачтами (см. ф. 1 т. I). Бушприт, в свою очередь, укрепляется снизу ватер-штагами (от конца бушприта к корпусу судна), утлегарь-штагами (от конца утлегаря) и бом утлегарь-штагами (от конца бом-утлегаря). Для укрепления с боков служат бушприт-бакштаги (ватер-бакштаги, утлегарь-бакштаги и бом-утлегарь-бакштаги —от тех же мест, где прикрепляются ватер-штаги, утлегарь-штаги и т. д. к борту судна), у мачт — ванты. Последние носят названия: нижних вант [Для noлучения названия нижних вант по названию мачты, заменяют слово нижний соответствующим названием мачты — фок, грот, бизань, напр. нижние ванты фок-мачты = фок-ванты.], идущих от марса к борту; стен-ванты от салинга к марсу и брам-ванты, от бом-салинга к салингу. Для укрепления мачты с задней стороны служат фордуны, идущие от салинга (стен-фордуны); бом-салинга (брам-фордуны), и от верхней части бом-брам-стеньги (бом-брам-фордуны) к борту, позади нижних вант. Последние также служат для противодействия перегибу вперед мачты, для чего все прикрепляются к борту позади мачты (см. фиг. I). Для вытягивания стоячего такелажа — вант и фордунов — пользуются юферсами с талрепом (см. фиг. 3) — родом упрощенных талей, без блоков, где снасть лишь скользит по желобкам в деревянных или чугунных юферсах. При проволочном стоячем такелаже употребляют винтовые талрепа (см. фиг. 3), Нижний юферс или нижнюю часть винтового талрепа прикрепляют к железным планкам по борту судна, наз. вант-путинсами.

Смотрии так же...