Ошибки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Ошибки". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Ошибки

Ошибки - (лог.) — находятся в суждениях и умозаключениях. Ошибочным суждением наз. такое, которое не соответствует действительному объекту познания, хотя оно и почитается соответственным действительности. Если же намеренно выставляется несоответственное суждение и утверждается его соответствие действительности, то оно называется лживым и рассмотрение его относится к области этики, а не логики. Так как Ошибки чрезвычайно разнообразны и играют важную роль в человеческом познании, то не удивительно, что рассмотрением их занимались издавна, начиная с Аристотеля, посвятившего им особое сочинение: "Περί σοφιστικών έλέγχων". Аристотель делит все Ошибки на два класса: "неправильности речи" (παρά τήν λεξιν) и Ошибки "вне речи", в мышлении (έξω τής λέξεως). К первому классу относятся: двусмысленность слов, двусмысленность конструкции, недозволенное соединение слов, недозволенное разъединение, двусмысленность произношения и двусмысленность окончания слов. К классу Ошибки мышления Аристотель относил: fallacia plurium interrogantium, т. e. смешение нескольких вопросов в один; далее "a dicto simpliciter ad dictum secundum quid" и "a dicto secundum quid ad di c tum simpliciter" (т. e. от сказанного безотносительно к сказанному с ограничением и наоборот). Fallacia consequentis или non sequitur состоит в том, что упускается из виду множественность причин; post hoc ergo propier hoc состоит в том, что временная последовательность принимается за причинную связь; petitio principii состоит в том, что положение, требующее доказательств, принимается за доказанное и полагается в основу доказательства; наконец, ignoratio elenchi состоит в перестановке спорного вопроса; этот род Ошибки родственен так наз. μετάβασις έις άλλο γενος, т. e. переход к другому роду понятий. Эта классификация Ошибки, несмотря на ее неполноту и несколько случайный характер в известной степени господствует и теперь в учебниках логики; упомянем здесь еще о двух попытках классифицировать Ошибки; первая принадлежит Уэтли, вторая — Миллю. Уэтли в своей логике (книга III, стр. 256—368 русского перевода, СПб., 1873) трактует очень подробно и с большой удачей об ошибках. Он дает следующую классификацию Ошибки

Смотрии так же...