Ольвия*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Ольвия*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Ольвия*

Ольвия* - (Όλβίη или Όλβία — " счастливая ") — древнегреческий город на правом берегу реки Буг (древн. Гипанида), колония ионийского города Милета. У греков, живших в собственной Греции и Малой Азии, Ольвия* называлась Борисфеном, или городом и портом Борисфенитов. Плиний сообщает еще два имени Ольвия*: Olbiopolis и Miletopolis. Расположенная в стране скифов, Ольвия* была одним из самых важных торговых центров на северном берегу Черного моря. Через нее происходили сношения Скифии и далеких северных и восточных стран с культурными греческими областями юга. Основана Ольвия*, по свидетельству Евсевия, во второй половине VII в. до Рождества Христова, в эпоху высшего развития колонизаторской деятельности Милета. Это доказано и многочисленными обломками расписных греческих ваз древнейших стилей (родосского, самосского, навкратского), найденных при раскопках на месте Ольвия* К первому периоду Ольвия* относится и раскопанная в 1903 г. полигональная стена (" Известия Императорской Археологической Комиссии ", XIII, табл. IV), типичной для архаической эпохи кладки. Найдены на месте Ольвия* и архаические терракоты (см. " Отчет Императ. Археол. Комиссии за 1902 г. ", 22, рис. 33). В могилах, раскопанных близ Ольвия*, найдены протокоринфские сосуды и аттические чернофигурные (VII и VI в. до Рождества Христова). Однако, главная масса находок на территории Ольвия* относится к более поздним периодам ее истории. К поздним сравнительно периодам принадлежат и надписи, открытые до сих пор в Ольвия* Методическое расследование почвы Ольвия* началось только очень недавно, и потому для истории Ольвия* (особенно для древнейшей) до сих пор материала имеется очень мало. История Ольвия* пока может быть набросана лишь в самых общих штрихах. Попытку дать общую историю города, поскольку то дозволяет материал, который был известен до 1886 г., представляет книга В. В. Латышева, вышедшая в 1887 г. В ней указана и вся старая литература, касающаяся истории Ольвия* Материал, сделавшийся известным после 1887 г., дает иногда весьма существенные дополнения к собранному в книге В. В. Латышева. Главную массу нового материала составляют, кроме вновь открытых надписей, вещественные памятники и развалины ольвийских сооружений. По свидетельству Геродота, посетившего Ольвия* в V в., она была большим, богатым городом, имевшим стены (с воротами) и башни, оказывавшим культурное влияние на жившие по соседству скифские племена, которые вступали нередко в кровное родство с греками. В городе находился дворец, принадлежавший образованному по-эллински скифскому царю Скилу, который любил жить в Ольвия* Дворец украшен был мраморными статуями грифонов и сфинксов, что живо напоминает о крылатых фантастических фигурах, украшавших дворец персидского царя в Персеполисе. Отношение Ольвия* к скифским царям в V в. остается не вполне ясным; но, по-видимому, скоре можно думать, что Ольвия* не была им подчинена. Во второй половине V в. Ольвия*, может быть, в течение некоторого времени входила в состав афинского морского союза. С самого начала своего существования Ольвия* вероятно была республикой. С конца VI в. до Рождества Христова аттические товары в Ольвия* заметно вытесняют все другие, что вполне объясняется политическими обстоятельствами этого времени в Мал. Азии и Греции (персидские войны, возвышение Афин). Во вторую половину V в. из Афин вывозилось в Ольвия* громадное количество разных изделий художественной промышленности, среди которых выдаются краснофигурные вазы стилей развитого " прекрасного " и " роскошного " (о них см. Фармаковский, " Аттическая вазовая живопись ", СПб., 1902). Обломки этих ваз в очень большом количестве находятся при раскопках городища Ольвии. Таким образом, все указывает на то, что в V — IV вв. Ольвия* находилась под сильным культурным влиянием Афин. Из IV в. имеются в Ольвия* ряд надписей, свидетельствующих, что тогда там было уже прочное демократическое устройство, которое в своих существенных чертах оставалось в Ольвия* и во все последующие времена неизменным. Ольвия* продолжала оставаться в IV веке большим торговым городом; в надписях часто идет речь об охране коммерческих интересов города. Во второй половине IV в. Ольвия* находилась уже не в особенно цветущем состоянии. Осада Ольвия*, около 330 г., Зопирионом (вероятно — полководцем Александра Вел.), о которой сообщают Макробий и Павел Оросий, застала Ольвия* в тяжелом положении и еще более способствовала падению ее благосостояния. Сравнительно больше известно о состоянии Ольвия* в III в. до Рождества Христова Приблизительно к 279 — 213 гг. должен быть отнесен декрет в честь Протогена, дающий живую картину Ольвия* в это время. Положение города было весьма печально. Ольвия* окружают со всех сторон враждебные племена, с которыми приходится действовать оружием или умилостивлять их дарами и данью. Кроме скифов, обитавших к З от р. Буга, около Ольвия* живут еще новые племена. Ольвия* зависела теперь от Саитафарна и скифских царей. К III — II в. до Рождества Христова относится большая часть вещественных памятников, найденных до сих пор в Ольвия* Керамика этого времени в Ольвия* носит типичный эллинистический характер. Могилы III — II в. заключают в себе большей частью ничтожные вещи, указывая на то, что большая часть населения должна была быть бедна. В искусстве Ольвия* преобладает теперь влияние эллинистических центров — Александрии и Пергама (ср. статьи Б. В. Фармаковского в " Изв. Импер. Арх. Комм. ", вып. II, VIII и XIII). В 1902 — 1903 г. при раскопках открыты развалины дома половины II в. Дом этот, по типу перистиля с тремя портиками (" Изв. Импер. Арх. Комм. ", XIII, табл. X), представляет близкую аналогию с греческим домом, описываемым у Витрувия. Открытая в 1904 г. часть городской стены в одном месте обнаруживает эллинистическое происхождение; древняя стена была починена, очевидно, в эллинистическую эпоху. Может быть, эта починка — дело Протогена (ср. Pharmakowsky, "Arch. Anz.", XX, 1905, 63). При раскопках 1904 г. открыта одна из древних ольвийских башен (с юго-зап. стороны; ср. "Arch. Anz.", XX, 1905, 62, 8). В. В. Латышев ко II в. до Рождества Христова относит ольвийские монеты с именами царей (их перечень см. у Латышева, 115 слл.) и полагает, что Ольвия*, уже давно платившая дань и посылавшая дары скифским царям, теперь должна была наконец и формально подчиниться им и ставить их имена на своей монете. Результаты раскопок 1894, 1896, 1900 — 1905 гг. говорят против такой датировки названных монет: все заставляет думать, что во II в. Ольвия* не находилась в зависимости от скифских царей. Как показывает одна вновь найденная надпись, Ольвия* во II —I в. до Рождества Христова входила в состав царства Митридата Евпатора. Из первых десятилетий I в. до Рождества Христова происходит декрет в честь Никерата Папиева, которому воздвигнута была конная статуя (Latyschev, "Inscr.", I, № 17; ср. Латышев, Ольвия*, 241, пр. 40). Из этого документа видно, какую упорную борьбу должны были вести ольвиополиты с окружавшими их варварами. Предоставленная самой себе после падения Митридата, Ольвия* около 50 г. до Рождества Христова подверглась страшному разгрому со стороны Гетов, предводительствуемых царем Бурвистой (ср. В. В. Латышев, " Журн. Мин. Нар. Просв. ", 1896, янв., отд. класс. филол., 14 слл.). Об этом разгроме Ольвия* говорит Дион Хрисостом (посетивший Ольвия* приблизительно в 83 г. от Рождества Христова), в 36-й речи, которая была сказана в г. Прусе скорее всего около 100 г. от Рождества Христова Из речи Диона видно, что после гетского погрома Ольвия* на некоторое время прекратила существование; по крайней мере греческие купцы перестали приезжать туда, не находя соплеменников, с которыми они могли бы вести сношения. Вскоре однако, разбежавшиеся при нападении гетов греки снова явились в Ольвия*, как замечает Дион — с согласия скифов. Упомянутые выше ольвийские монеты с именами скифских царей должны быть отнесены скорее всего к эпохе Ольвия* после гетского разгрома. Гетский разгром во всяком случае разделяет историю Ольвия* на два периода, древний греческий и поздний римский. Как долго Ольвия* оставалась покинутой греками, неизвестно, но по всему контексту у Диона следует заключить, что едва ли это могло продолжаться долее жизни одного поколения. Очень может быть, что вассальной зависимости Ольвия* от скифов настал конец с появления на сев. побережье в I в. от Рождества Христова римлян, когда Ольвия* должна была подпасть под власть этих новых завоевателей. Римское влияние в Ольвия* ясно заметно с эпохи Тиберия. Весьма сомнительно, чтобы Ольвия* осталась незанятой римскими войсками во время похода (при Нероне) Т. Плавтия Сильвана на Таврический полуостров. Пока, однако, у нас нет прямых данных, свидетельствующих о нахождении в Ольвия* в царствование Нерона римского гарнизона. В эпоху Траяна в Ольвия* видим римских граждан. Число их значительно увеличивается при Адриане. При Антонине римские войска освобождают Ольвия* от явившихся у нее новых врагов — тавроскифов. В это время Ольвия* все еще остается civitas libera. Со времени нападения тавроскифов римляне вынуждены были, по всей вероятности, оставить в Ольвия* постоянный военный отряд. Стоявшие в Ольвия* солдаты были фракийского племени. Теперь Ольвия* была обеспечена от варварских нападений, о которых больше не слышно. В царствование Септимия Севера в 196 — 198 г. Ольвия* окончательно подчиняется Риму. Она была присоединена к римской провинции Нижней Мезии и была поставлена в разряд stipendiarii, или οί ΰπήκοοι, οί ύποτεταγμένοι τοίς 'Ρωμαίοις. Ольвия* не чеканит теперь собственной серебряной монеты, а на медной монете ставит изображения римского императора или членов императорского дома. В 248 г. от Рождества Христова Ольвия* еще существовала и охранялась римским гарнизоном, как свидетельствует надпись, изд. в " Изв. Импер. Археол. Комиссии ", X в., № 4. Названная надпись найдена была заложенной в стену. Известия об Ольвия* доходят до VI в. от Рождества Христова (Латышев, Ольвия*, 211). По мнению Кеппена (Alterth. am Nordgest. des Pontus, 44) римские монеты, находимые в развалинах Ольвия*, доходят до времени Отацилии (Marcia Severa), жены импер. Филиппа (244 — 249). Граф Уваров (Иссл., 103) нашел в Ольвия* монету Юстина II (565 — 578). После VI в. нет никаких свидетельств об Ольвия* Со времени водворения в Ольвия* римского гарнизона в надписях появляются известия о сооружении целого ряда зданий и о реставрации зданий прежнего времени. Очевидно, с этого времени город начинает снова развиваться и процветать. Целый ряд монументальных сооружений II — III в. от Рождества Христова обнаружили в Ольвия* раскопки. К этой эпохе относятся два роскошных каменных склепа, обнаруженные под курганами. Один из них (описан в " Изв. Импер. Археологической Комиссии ", III, 1 слл.) был выстроен, по свидетельству найденной в нем надписи, Еврисивием и Аретой еще при их жизни. Второй склеп (" Изв. Имп. Арх. Комиссии ", ХIII, гл. II) выстроен был на месте города эллинистического времени. Вокруг кургана, возвышающегося над этим склепом, сохранилась часть каменной обкладки, представляющая монументальную стену, отделанную рустикой и имеющую облицовочную кладку, с кордонами на ребро. В 1904 и 1905 гг. открыты части римской Ольвия*, прилегавшие к городским стенам на З и С. Открытые здесь части городских стен, были, по-видимому, использованы в римское время, и происходят вероятно из эпохи древнейшего города. Часть города, открытая на С, очевидно та, где находился храм Аполлона Простата, реставрированный в II — III в. Здесь было найдено много посвящений Аполлону коллегии стратегов. Здесь же найдена была мраморная статуя нагого мальчика, держащего в руках мех; статуя была украшением фонтана; вода проходила через мех и выходила из его отверстия в бассейн.

Смотрии так же...