|
Иллюстрация к статье на тему "Немецкое искусство*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Немецкое искусство* - — На долю германского народа выпала великая и своеобразная задача — применить, при содействии романских племен, составные элементы античного искусства к вновь народившимся идеям. В ту пору, когда на арену исторической жизни выступили германская национальность и христианство, последний расцвет древнего искусства, совпавший с эпохой римской империи, уже клонился к упадку. В первые века христианства западное искусство, проникнутое христианскими идеями, избегало изображать Бога в реальных чертах, признавая такое олицетворение языческим, и поставило себе главной задачей создать формы для храмов нового культа. На первых порах, для подобных сооружений была заимствована от римлян базиличная форма построек (см. Древнехристианское искусство). В Германии, монументальные постройки Карла Вел., напр. в Аахене, частью близко подходят к типу древнехристианских сооружений Италии, частью являются повторением византийских мотивов. Заметное развитие первоначальных архитектурных форм наблюдается лишь с возникновения в Х в. романского стиля, который разрабатывается преимущественно во Франции. Что касается до Германии, то здесь наиболее цветущей эпохой этого стиля следует признать время со вступления на императорский престол Саксонской династии до падения дома Гогенштауфенов. При этом, Х стол. должно быть отмечено, как переходная эпоха, а XI в. — как первый блестящий расцвет романского стиля. В этом периоде сооружения представляют собой вполне стройное целое, приспособленное к потребностям религиозного культа. Из построек этого времени следует назвать: на Нижнем и Среднем Рейне — соборы Майнцский, Трирский и Шпейерский; в Саксонии — црк. св. Михаила в Гильдесгейме, Госларский собор, а также церковь замка в Кведлинбурге. В XII стол. Немецкое искусство* архитектура обращается к разработке деталей и украшений, причем прежде всего являются на внешней стороне зданий так наз. арочные фризы и лизены. Строго соблюденная система сводов первоначально появляется лишь в виде исключения в Вестфалии, и только в конце периода повсеместно вытесняет плоские потолочные покрытия, причем сама видоизменяется в крестообразно-сводчатую. Стрельчатая арка появляется внутри зданий и мало-помалу доходит до применения в очень обширных размерах. Наиболее древним из дошедших до нас памятников с художественно выполненными крестовыми сводами следует признать церковь при монастыре в Лахе (1110—56). Вормский собор, хотя и начат постройкой в первой половине XII стол., однако, окончательно отстроен лишь в конце романского периода архитектуры. Во Франконии постройки отличаются преимущественно простым романским стилем, без применения сводов. Что касается до саксонской архитектуры XII в., то она придерживается почти исключительно базиличной системы, употребляя при этом отчасти колонны, отчасти массивные столбы. Сооружениями того же стиля представляются также и соборы св. Петра в Зальцбурге, в Зеккау и в Гурке (в австрийских землях) и Бреславльский собор (в Силезии). В северной, низменной части Германии строительным материалом служит кирпич, тогда как в южных, более возвышенных ее краях, зодчие пользуются преимущественно тесаным камнем; древнейшей кирпичной постройкой романского стиля является собор в Любеке. Германия изобилует сооружениями поздней романской эпохи, причем большинство их встречается в местностях, смежных с Кельном (соборы Кельнский, Гейстербахский, Боннский, Кобленцский и т. д.). К этой же эпохе относятся собор в Трире и, на Среднем Рейне, более новые части Шпейерского, Вормского и Майнцского соборов. Остроконечная арка нередко фигурирует в вестфальских постройках (собор в Мюнстере); равным образом ею пользуются весьма часто и в Саксонии. Пластика в романский период искусства была отодвинута зодчеством на задний план. Тем не менее, при императоре Генрихе II, заботившемся об украшении религиозных зданий, скульптура получила значительный толчок вперед. Весьма талантливые ваятели группируются при дворе епископа Бернварда, при котором отлиты знаменитые бронзовые двери Гильдесгеймского собора и стоящая перед ним медная колонна. Работы эти, отличаясь примитивностью исполнения, в то же время носят на себе отпечаток серьезной художественной мысли. Началу столетия принадлежат ворота в Аугсбурге и Гнезене, а также первый в Германии замечательный памятник скульптуры из камня — колоссальный Экстерштейнский рельеф, близ Горна, в Вестфалии. Живопись появляется в стенных фресках (в Сесте, Шварц-Рейндорфе и др.) и в миниатюрах. В поздний период роман. стиля образные искусства получают широкое применение и начинают развиваться более свободно. К этому времени относятся монастырские постройки в Австрии — церкви Св. Креста, Клостернейбург и т. д. К концу XII в. скульптура достигает уже известной высоты и создает такие великолепные произведения, как вексельбургские кафедра и алтарь и фрейбергские "Золотые Ворота". В то же время и в области живописи замечается весьма оживленное движение, результатами которого можно считать такие мастерские произведения, как миниатюры рукописей, хранящихся в разных библиотеках (в Бамбергской, Штуттгартской, Берлинской, Мюнхенской, Гейдельбергской и др.) и стенная роспись в нижнерейнских областях, в Вестфалии, Саксонии и в Южной Германии. Подобно тому, как Немецкое искусство* искусство переработало по-своему элементы романского стиля, оно видоизменило и готический стиль, перешедший в Германию из Франции. В период господства этого стиля, архитектура, как и прежде, отодвигает две другие художественные отрасли, скульптуру и живопись, далеко на второй план. Свое внимание она обращает главным образом на то, чтобы посредством все более и более развитого стрельчатого стиля выразить идею стремления человеческого духа к небесам. Готический стиль весьма поэтически идеализирует строительное целое, переносит всю тяжесть сводов на пилястры, и тем самым дает возможность прорезывать стены огромными окнами; при этом особенно роскошную и детальную отделку получает западный фасад, почти целиком занятый одной или двумя высокими и стройными башнями. Остроконечные башенки поднимаются вверх и в других частях сооружения, сообщая ему своею совокупностью общий вид какой-то окаменелой, волшебной группы хвойных деревьев. Германия приняла готический стиль сравнительно поздно и усваивала его себе очень медленно, но зато она развивала его последовательно и разработала с большой тщательностью. Эпоху готического стиля принято разделять на три периода: строгий, свободный и цветистый; первый из них приурочивается к XIII, второй к XIV и третий к XV в. Сооружениями первого периода Германия сравнительно небогата; что же касается второго, то его стиль нашел себе в этой стране широкое применение и выразился в сооружениях, до такой степени величественных и изящных, что Немецкое искусство* зодчие того времени считались лучшими во всей Европе, и их призывали работать даже в Италию и Испанию. Немецкое искусство* архитектура цветистого периода удержалась как от излишней роскоши, так и от полной разнузданности и фантастичности, которые царили в Англии. Немецкое искусство* памятники готического зодчества можно разделить, в отношении строительного материала, на кирпичные и каменные. Первые распространены в северной, плоской части Германии, по побережью Балтийского моря, в Пруссии (Кольберге, Данциге), в Померании (Штральзунде), в Мекленбурге (Ростоке, Висмаре, Добберане), в бранденбургском маркграфстве (Бранденбурге), к З от нижнего течения Рейна до Ганновера, и в Любеке. Из каменных сооружений этой эпохи следует отметить: соборы во Фрейбурге, Страсбурге (строитель Эрвин ф. Штейнбах), Регенсбурге, Праге, Куттенберге и Мейссене, нюренбергские церкви св. Лаврентия и св. Зебальда, собор св. Стефана в Вене, црк. Богоматери (Liebfrauen Kirche) в Мюнстере, рыночную црк. в Галле.
|