Музы*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Музы*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Музы*

Музы* - (M Μοΰσαι) — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, может быть от слова μάομαι, "замышлять"), знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские Музы* живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех M. (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами (см.) или нимфами источников; предполагают, впрочем, что Музы* первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания Музы* были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине почитания Музы*, называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" (см.) Музы* считается девять. Имена их со времен Гезиода ("Феогония", 77), установились следующие: Каллиопа (по Гезиоду "знатнейшая" из всех Музы*), Клио, Евтерпа, Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемозина (см.). Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных Музы* ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния Музы* невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства Музы*, а также и изображениями их.

Смотрии так же...