Литография

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Литография". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Литография

Литография - — писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглою, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом [слово Литография употребляется также для обозначения эстампов, получаемых литографическим путем. "Литографом" называется рисовальщик на камне, а равно и техник, приготовляющий его к печатанию и проводящий самое печатание с него]. Этот способ размножения рукописей и всякого рода чертежей и рисунков, составляющий одну из важнейших отраслей графических искусств, изобретен в 1796 г. Алоизом Зенефельдером (см.) в Мюнхене, был впоследствии усовершенствован им самим и другими и постепенно вошел в употребление повсюду, как для торговых и практических целей, так и для чисто художественных задач. Он основан на неспособности воды смешиваться с жирными веществами — неспособности, обусловливающей собою то явление, что шлифованная поверхность известкового камня, на которой проведены черты или сделаны пятна жирными карандашом или такими же чернилами, принимает на себя, будучи предварительно увлажнена водою, жирную печатную краску только в тех местах, где находятся эти черты и пятна. Для литографирования служит камень особой породы, состоящий из углек. извести с небольшою примесью углекислой магнезии. Лучшие сорта этого камня, отличающиеся плотностью сложения, мелкозернистостью в изломе и одноцветностью, добываются главным образом в Зольнгофене, на р. Альтмюле, в Баварии; они получаются также, но в кусках менее значительной величины, из Шатору и Дижона во Франции и из некоторых других мест. Желтоватые камни грубоваты и мягки, имеющие же перлово-серый цвет суть самые пригодные для тонких художественных работ. Камню дается вид четырехугольной плиты толщиною от 1 до 6 дм, смотря по его величине; та его сторона, на которой предстоит литографировать, гладко шлифуется песком с водою (что делается в настоящее время при помощи особых шлифовальных машин), а затем, если намереваются работать на ней пером или иглою, полируется пемзою; в случае же, если предполагают рисовать на этой поверхности карандашом, она подвергается обработке мелким, но жестким песком или толченым стеклом, дабы получилось на ней "зерно", т. е. крошечные бугорки, разделенные между собою столь же маленькими углублениями. Буквы, ноты, географические карты и рисунки, подражающие исполненным пером, чертятся на камне тонкими стальными перьями и так называемою химическою тушью (в состав которой входят 4 части белого воска, 4 ч. шеллака, 2 ч. мыла, 1 ч. сала и 2 ч. сажи). При литографировании художественных рисунков предпочтительно употребляется особого рода карандаш (6 частей белого воска, 2 ч. шеллака, 2 ч. мыла, 4 ч. сала, 1 ч. мастики и 2 ч. сажи), причем наиболее темные места проходятся иногда пером или кистью с химическою тушью. Вообще, для успешного черчения и рисования на камне требуется известный навык, но в особенности необходимо соблюдать большую осторожность и опрятность при работе: не прикасаться к камню ничем жирным, не кашлять и не чихать над ним, даже не дышать на него — во избежание пятен, которые могут явиться потом на оттисках. Та же предосторожность обязывает рисующего, если ему предварительно надо перенести контур своей композиции на камень посредством калькирования, не употреблять для этой операции ни промасленной прозрачной бумаги, ни порошка, заключающего в себе малейшие признаки жира. По окончательном исполнении чертежа или рисунка камень подвергают травлению с целью удаления с него щелочей, заключающихся в литографском карандаше и чернилах, а именно, обливают камень смесью азотной кислоты с водою, в которой распущено некоторое количество гуммиарабика, после чего тщательно обмывают чистою водою и, наконец, в предохранение от различных случайностей покрывают раствором гумми в воде и дают последнему высохнуть. В таком виде камень поступает в руки печатальщика, который помещает его в горизонтальном положении на печатном станке специального устройства. Приступая к изготовлению оттисков с начерченного или нарисованного, печатальщик прежде всего смывает с камня нежною губкою предохранительное гумми, отирает его другою губкою, напитанною скипидаром, и снова проходит по нем едва влажною губкою с водою. Вслед за тем на камень наводится краска, сколь возможно равномерно, через прокатывание по нем деревянного валька, оклеенного фланелью и кожей; он оставляет краску только в тех местах, где ходили карандаш или перо рисовальщика, остальные же места поверхности камня не принимают краски. По ее наведении на камень кладутся слегка влажный лист эстампной бумаги, долженствующий получить оттиск и, поверх него, сухой макулатурный лист, и все это прикрывается деревянною рамою с натянутою на нее кожей. Затем механизм приводится в движение: камень проходит под массивным стальным валом, оказывающим на него надлежащее давление и заставляющим краску перейти с него на эстампную бумагу. После этого остается приподнять упомянутую раму, удалить макулатурный лист и, взявшись за углы оттиска, осторожно отделить его от камня. Точно таким же образом получаются второй, третий и последующие оттиски. По окончании печатания потребного количества оттисков, дабы сберечь литографированное на случай будущего употребления, камень покрывается так называемою предохранительною краскою (2 части печатной краски, 2 ч. воска, 1 часть мыла и 1 ч. сала) и затем раствором гумми в воде. Эти вещества обеспечивают камню пригодность к употреблению на многие годы. Кроме описанного способа литографирования, употребляется - предпочтительно для издания музыкальных нот и географических карт — гравирование на камне вглубь, стальною иглою или алмазом. В этом случае полированная поверхность камня подготовляется так же, как и для обыкновенного литографирования, т. е. травится слабою азотною кислотою, обмывается чистою водою и покрывается раствором гумми. Затем, чтобы лучше видеть гравируемое, покрывают поверхность камня черным грунтом, состоящим из смеси 24 частей воды, 4 ч. сажи и 2 ч. гуммиарабика. При работе по такому грунту достаточно, чтобы игла или алмаз царапали камень только слегка; оторванные ими частицы камня в виде порошка удаляются из штрихов нежною кистью. Когда гравирование окончено, затирают штрихи чистым льняным маслом и смывают черный грунт водою, в которой распущено некоторое количество гумми, через что вся поверхность камня делается белою, а начерченное на ней — черным. После этого переносят камень на печатный станок, втирают в штрихи краску полотняным тампоном, прокатывают по камню для его очистки вальц и, наконец, делают оттиски указанным образом.

Смотрии так же...