Литавра

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Литавра". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Литавра

Литавра - литавры (timpani — итал., Pauken — нем., timbales — франц.) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавра, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti). В оркестре применяются преимущественно две Литавра: большая и малая. Каждая Литавра, настроенная в известном тоне, может издавать при ударе только один звук. Звуки Литавра обозначаются нотами в басовом ключе. Вследствие различных степеней натягивания кожи на большой Литавра она может издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой, а на малой Литавра — от си в большой октаве до фа включительно в малой октаве. В больших оркестрах применяются три Литавра: две малые и одна большая, реже — одна малая и две большие. У Мейербера в "Роберте", во втором действии, применены четыре Литавра: две большие и две малые. Большим количеством Литавра пользовался в своих сочинениях Берлиоз. По двум Литавра ударяют большею частью попеременно, гораздо реже — одновременно. Перестраивание Литавра в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим Литавра моментально. Скорость переменных ударов на Литавра может быть весьма большая (tremolo). Оттенки от самых сильных до самых слабых вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче. Литавра введены в оркестр при Люлли (во второй половине XVII столетия). Они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.

Смотрии так же...