Летание

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Летание". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Летание

Летание - — Уже с давних пор человек мечтал о возможности летать в воздухе наподобие птиц, и было произведено множество попыток устройства разных приспособлений для Летание, причем многие из них были основаны на весьма странных убеждениях. Так, например, в 1680 г. иезуит Дана высказал предположение и пытался его осуществить, что если из медного шара с очень тонкими стенками выкачать воздух, то такой шар должен подняться в воздухе. Под влиянием атмосф. давл. его шар, конечно, прежде всего сплющился бы. В 1686 г. слесарь Бенье построил снаряд, состоящий из жердей, перекинутых через плечи воздухоплавателя и снабженных на своих передних и задних концах крыльями из легкой материи. Жерди эти приводились в движение руками и ногами таким образом, что зараз опускалось правое переднее и левое заднее крыло, и наоборот. С этим снарядом Венье опускался без особого вреда для себя с некоторой высоты. Первый положительный успех в воздухоплавании выпал на долю французов, братьев Монгольфье, которые, исходя, однако, из ошибочной идеи, что от горения особой смеси из шерсти и соломы образуется "электрический дым", способный поднять наполненное им легкое тело, достигли поднятия изготовленного из бумаги шара с отверстием внизу, наполняя шар горячими газами, которые были легче воздуха, пока температура их была еще достаточно высока. Соссюр произвел поднятие шара нагреванием заключенного в нем воздуха помощью введения в отверстие шара накаленной железной полосы. Первый публичный опыт Монгольфье произвели в 1783 г. с шаром из холста, оклеенным бумагой. Шар имел 39 фт. в поперечнике, в 10 мин. взлетел с грузом около 200 кило на значительную высоту и упал в 4200 фт. расстояния от места поднятия. Шарль решился наполнить шар водородом и этим значительно подвинул вперед дело воздухоплавания (см. Аэронавтика). Шары, наполняемые теплым воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом — шарльеров. Первый шарльер поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 г. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20 в. от Парижа. Все эти опыты были производимы с шарами, не имевшими никаких живых пассажиров. 19 сентября того же года братья Монгольфье пустили в Версале шар, в корзине которого помещались: овца, петух и гусь. На значительной высоте, хотя шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали. Наконец, 21 октября 1783 г. впервые поднялись и благополучно спустились на монгольфьере люди: Пилатр-де-Розье и маркиз д'Арланд. Шарль придумал: клапан для выпускания газа при спуске, лодку с сетью; балласт из мешков, наполненных песком, который выбрасывают, когда во время полета желают, чтобы шар поднялся; пропитывание оболочки шара каучуком и промывание водорода для освобождения его от паров серной кислоты, разъедающих оболочку шара. И до настоящего времени самым распространенным способом управления шаром является выкидывание балласта для поднятия и открывание клапана для опускания. Поднимаясь и опускаясь, выискивают такое воздушное течение, которое несло бы шар в желаемом направлении или, по крайней мере, не слишком отклоняло бы полет от желаемого направления. Но не всегда можно найти течение, направление которого достаточно мало отличалось бы от желаемого. Поэтому явился вопрос об управлении шаром помощью каких-либо снарядов, применяли с этой целью паруса, парусные рули, винты наподобие пароходных и т. д. Из более удачных укажем на аэростаты Жиффара (см. Аэростаты, таблица, фиг. 5; Аэронавтика), Дюпюи-де-Лома (см. Аэростаты, фиг. 6; Аэронавтика) и Тиссандье. Наконец, укажем на весьма тщательные опыты Ренара и Кребса с аэростатом (см. также Воздушный шар). Затем возникла мысль об устройстве аэростатов, которые были бы тяжелее воздуха (см. Аэронавтика, aviation). Достигнутые скорости, однако, были весьма недостаточны. В этой области в последнее время, в особенности работами Отто Лилиенталя и Ланглея, был выяснен факт, заключающийся в том, что несколько выгнутая, почти плоская пластинка, двигающаяся под небольшим углом к своей плоскости, испытывает обусловливаемое сопротивлением воздуха значительное давление, ее поддерживающее. Если передний конец пластинки немного поднят, а задний опущен, то давление это действует на пластинку снизу вверх, поддерживая ее в воздухе или даже поднимая, и сила такого поднимающего давления пропорциональна квадрату скорости горизонтального движения пластинки. Между тем сопротивление, оказываемое воздухом горизонтальному движению пластинки, мало наклоненной к горизонту, весьма невелико. Таким образом явилась надежда получить легко управляемый летательный снаряд, устраивая главную часть его в виде рамы, обтянутой легкой материей и несколько наклоненной к горизонту. Этого рода снаряды называются аэропланами. Инженер Максим, в Англии, построил огромный аэроплан с поверхностью в 500 квадратных метров.

Смотрии так же...