|
Иллюстрация к статье на тему "Ледокольные работы*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Ледокольные работы* - — производятся в портах и на реках с целью ускорения открытия навигации весной и продолжения ее в начале зимы, или же для уничтожения заторов льда, грозящих в каком-либо отношении опасностью. В некоторых же портах, напр. в Голландии, удается помощью Ледокольные работы* работ поддерживать открытый ход для судов почти в течение всей зимы. Для разломки льда употребляются: искусственное поднятие и понижение горизонта воды, прорубка канала топорами, прорезывание льда пилами, взрывание порохом или динамитом, разломка льда таранами, ледокольными плугами, башмаками и ледокольными санями и, наконец, прорезывание льда обыкновенными или специально ледокольными пароходами. Поднятие и опускание горизонта воды с целью разломки льда можно применять лишь на закрытых каналах и шлюзованных реках. Разрубать лед топорами и пешнями возможно лишь при толщине его не более 15 см. Иногда успех достигается распиловкой льда (см. Ледопильные работы). Взрывчатые составы поднимают лед и в то же время сильно волнуют воду, которая производит во льду значительные трещины, обыкновенный крупнозернистый порох употребляется в бутылках или в жестяных коробках, которые плотно закупориваются и опускаются под лед на длинном шесте. Заряды в 10 кг. погружаются на глубину 1,75 м., а в 25 кг. — на глубину 2,5 м. При взрыве образуются, смотря по толщине льда, воронки, шириной от 5 до 15 м., с трещинами, длиной от 10 до 40 м. Динамит употребляется в бумажных картузах. Действие его гораздо успешнее, чем пороха. Динамит надо опускать под лед лишь на глубину от 1 до 1,3 м., и при этом получаются воронки и трещины таких же размеров, как при тройном пороховом заряде. Взрывание динамита облегчается на морозе ниже 8° Ц. употреблением дополнительного, нитроглицеринового патрона, или посредством весьма сильного пистона, содержащего 32 гр. гремучей ртути; для воспламенения пользуются большей частью бикфордовым шнуром [Бикфордов шнур пропитан особым горючим составом, горит со скоростью около 1 фута в минуту и не затухает под водой]. Электрический способ взрывания неудобен тем, что перевозка легко замерзающих жидкостей для элементов, укладка проводов и присмотр за ними причиняют много хлопот. Взрывание вообще оказывается полезным лишь при толстом и крепком льде и большой глубине воды; при заторах способ этот мало успешен. В каналах взрывы причиняют порчу берегов и дамб. В некоторых случаях, при трудности пробраться к затору с целью заложения подрывных мин, прибегают к разбиванию их артиллерийским огнем из орудий по возможности большого калибра и снарядами, заряженными пироксилином. Ледокольные работы* сани употреблялись в конце 70-х гг. на прусской части Вислы. Это были весьма тяжелые водонепроницаемые ящики, длиной 22,5 м., шириной 2,55 м., имевшие кривое дно с подъемом в 1,45 м. Предварительно выкалывали во льду топорами борозду, шириной 0,5 м. Затем с обеих сторон этой борозды надвигались на лед Ледокольные работы* сани. Для протаскивания саней необходимо было на каждые сани 220 рабочих, действовавших при помощи четырех канатов. Таким образом, удавалось взломать лед на ширине 20 м. с каждой стороны борозды. Но необходимость большого числа рабочих делает этот способ весьма дорогим. На бельгийском же канале Вильброк еще в настоящее время употребляются подобные же, но более широкие сани. На французских каналах употребляются Ледокольные работы* паромы, с поднятым форштевнем и кормой, загруженной железом, вследствие чего паром легко взлезает на лед, а потом давит и ломает его тяжестью кормы. Эти паромы тянутся против льда силой 24 лошадей, идущих по бечевнику канала. Паромы эти сравнительно с ледокольными санями весьма малы, длина 8,5 м., а ширина спереди 2,6 м.; ими можно взламывать лед толщиной не более 30 см. Обыкновенными пароходами пользуются с большим успехом для предотвращения замерзания воды в портовых входах. Но для разломки образовавшегося льда обыкновенные пароходы вовсе непригодны. Для защиты обыкновенных пароходов от ударов ледяных глыб, а также для расчистки фарватера от льда, употребляются тараны, Ледокольные работы* плуги и башмаки. Таран представляет крепкий деревянный или железный щит, который прикрепляется к носу судна помощью цепей. Им можно действовать успешно лишь при толщине льда до 20 см. При большей толщине таран заменяют плугом, состоящим из двух кривых железных лопастей, соединение которых образует в середине острое ребро. Плуги пригодны для ломки льда в портах, на каналах и шлюзованных реках. На больших реках употреблять их неудобно. При скоплениях льда, достигающих толщины 2 и более метров, плуги совершенно не могут действовать. Ледокольные работы* башмаки, употребляемые для защиты пароходов от повреждения льдом при входе в замерзающий порт, ставятся впереди парохода, к которому привязываются цепями, но эти приборы не взрезывают лед снизу, а напирают на него сверху. Башмаки эти приблизительно на метр шире парохода; они строятся на верфях в некоторых голландских и германских портах Северного и Балтийского морей. Для борьбы же с сильными заторами в устьях рек, а также для расчистки судового хода в портах при толстом слое льда применяются специальной конструкции пароходы-ледоколы.
|