|
Иллюстрация к статье на тему "Кружево*". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Кружево* - — Кружево* называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху. Кружево* обыкновенно окаймлены более или менее выдающимися зубчиками, отчего на Западе они получили названия: "dentelle", "Spitze". Русское слово Кружево* (стар. круживо), вероятно, происходит от слова "круг" — окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды. На плетенье и шитье Кружево* употребляют нитки серебряные и золотые, шелковые, в настоящее время большей частью только одноцветные черные или белые, льняные, бумажные и шерстяные (Mohair). Кружево* разделяются на две главные категории: шитые иглой (point а l'aiguille) и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux). Так как на первые требуется больше труда и искусства, они всегда ценились очень высоко и могли быть приобретаемы только богатыми. Кроме того, есть Кружево*, которые вяжутся крючком, как напр. ирландское Кружево* и Кружево*, вязаное тамбуром. Наконец, за последние годы появилось еще Кружево* машинное. Кружево*, служа украшением, нередко доставляет немаловажный предмет заработка в местностях, где развито домашнее или кустарное его производство. Представляя, поэтому, живой экономический интерес, кружевное дело достигает иногда такой высокой степени художественного совершенства и такого выражения национальных или местных особенностей, что может считаться искусством, а потому неудивительно, что Кружево* сделалось предметом подробного изучения и о нем составилась весьма обширная литература, начиная с самого появления Кружево* в эпоху Возрождения и до настоящего времени. Как на самые замечательные исследования по этой части, можно указать на труд французов Сегена и Лебретона, англ. писательницы г-жи Бюри-Паллизер и нем. проф. Альбрехта Ильга. В России этим вопросом много занималась С. А. Давыдова, изучившая обстоятельно кружевное дело почти во всех губерниях России по поручению министерства финансов (см. "Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России" и "Русское Кружево* и русские кружевницы", роскошное издание, заслужившее почетный отзыв и золотую медаль от академии наук). Сведения о Кружево* дошли из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором. На найденной в прошлом столетии в Портичи статуе Дианы, находящейся в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками. Что собственно плетением сеток, т. е. филейной работой (filet), занимались с незапамятных времен, а также, что их иногда украшали вышивками, вообще не подлежит сомнению, но только в конце XV или скорее в начале XVI в. появились прелестные ажурные ткани, сразу завоевавшие себе почетное место среди богатых, художественных украшений того времена и сделавшиеся, на первых же порах, важным предметом промышленности и торговли. Многие писатели отвергают восточное происхождение кружевного производства на том основании, что такое легкое, грациозное искусство могло быть только созданием художественной жизнерадостной эпохи Возрождения. С другой стороны, весьма вероятно, что Кружево* постепенно работалось из вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы и во все времена, и из соединения этих вышивок с сетчатой тканью. Работы с выдернутыми из полотна нитками давно известны на Востоке и ошибочно называются Кружево*, на чем, вероятно, и основано мнение о восточном происхождении Кружево* Этими работами и поныне много занимаются турецкие женщины, да и у нас в России в некоторых местах вышивки по выдернутому полотну носят название Кружево* Вышивание и плетение составляли любимое занятие женщин в средние века, даже в знатных домах. В монастырях осталось много богатых образцов искусства этого времени. К тому же времени относится род вышивки по ткани, напоминающей канву; это были маленькие квадратики, вшивавшиеся в четырехугольные пяльцы, по которым вышивали разнообразные узоры. Вышивки эти назывались по-франц. "resenil" или "filet", a также и "lacis", откуда, вероятно, и происходит англ. название Кружево* "lace". Мода на эти квадратики была очень распространена. Хотя уже в 1363 г. упоминается о Кружево* в законе, изданном англ. королем Эдуардом III и воспрещавшем ввоз иностранных кружевных вуалей, а в Швеции Кружево* было известно еще с 1335 г. — громкую славу стало приобретать кружевное искусство только с конца XV в., когда в Италии появились первые Кружево*, шитые иглой. Мода на большие воротники, окружавшие шею в несколько рядов и носившие название "фрез", дала мысль украшать их зубчиками. Для этих зубчиков возникло известное "punto in aere" (стежки в воздухе), что и было первым намеком на Кружево* Сначала эти зубчики были очень узки, а потом мало-помалу становились все шире и шире, кружевницы стали выделывать разные узоры, соединяя их тончайшими нитками по разным направлениям и при помощи иголки связывая их разными узелками и петельками "picots"; потом, для придания рельефности рисунку, в контуры фантастических цветов и листьев стали всаживать конский волос, который тщательно обшивался, а серединки затягивались самыми разнообразными нитяными узорами, в виде тончайшей паутины. Особенно прославилась своими шитыми Кружево* Венеция, откуда уже в 1493 г. вывезено было в Англию богатое Кружево* для коронации Ричарда III. Художественное исполнение венецианских Кружево* придавало высокую цену их производству; на них тратились такие баснословные деньги, что во многих странах стали прибегать к изданию законов, ограничивавших употребление таких дорогих украшений; но производство Кружево* все более и более развивалось, а художники, в угоду богатым заказчикам, изощрялись в изобретении новых рисунков. Появилось множество сборников узоров. Из них более известны: Antonio Taglienti (1528), Nicolo d'Ar i stoteli (1530) и Giovanni Antonio Vavassore (1530). Различные сорта Кружево*, производившихся в Венеции в XVI ст., носили названия: punto reticello, tagliato in aria, tagliato a fogliami, a groppo, a maglia guadra, а самый известный венецианский point или венецианский гипюр был известен под именем "point de rose". Из других городов, которые в XVI в. соперничали с Венецией по части кружевного искусства, можно указать на Рагузу, затем на Милан и Геную, славившиеся особенно производством Кружево*, плетеных на коклюшках (шелковые Кружево* с золотыми и серебряными нитками, а в Генуе также белые и черные гипюры). Это производство кустарного промысла и до сих пор сохранилось в окрестностях Генуи. Плетение Кружево* производится при помощи точеных палочек, называемых коклюшками; они обыкновенно с одного конца утолщены, а с другого имеют шейку с пуговкой для намотки ниток. Коклюшки бывают различной величины, толщины и формы, смотря по толщине ниток и требованиям той страны, где Кружево* производится. Узор, который желательно выплести, рисуется на гладкой толстой бумаге или на пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка. Эти рисунки называются у нас сколками и могут служить на бесконечное число Кружево* Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого Кружево* Напр., в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль (dentelle d'application), в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого Кружево*, требующего иногда до 600 коклюшек. Но самые большие, известные под именем "almofados", употребляются португальскими кружевницами в Vianna do Gastello. Они скорее похожи на барабаны, приспособляются в корзины между ногами мастериц и достигают до высоты их рук. Весь материал и приспособления, нужные для плетения Кружево*, дешевы, не требуют большого помещения и могут переноситься из одного места в другое. Кружевное дело поэтому неоценимо, как одна из форм кустарного производства. Работа может исполняться как на воздухе, так и в комнате, как взрослыми, так и детьми. Шитое Кружево* требует еще меньше приспособлений, так как для него нужны только иголка и ящик для предохранения ниток и работы от пыли. Хотя Нидерланды и оспаривают у Италии славу изобретения плетеного на коклюшках Кружево*, но всего вероятнее, что плетеное Кружево* появилось в Италии почти одновременно с шитым и, благодаря частым сношениям между обеими странами, фламандские мастера познакомились там с новым производством и перенесли его к себе на родину. В мюнхенской королевской библиотеке хранится сборник рисунков под названием "Neu Modelbuch allerlei Gattungen Dantelschn ür ", напечатанный в Цюрихе Христоф. Фротоверном, с двумя гравюрами на заглавном листе, изображающими двух женщин, плетущих Кружево* на коклюшках. Этот сборник помечен 1536 г., и мы из него убеждаемся, что в это время уже плетеное Кружево* было известно в Германии и Швейцарии и перенесено было туда из Италии и Венеции. На портретах фламандской школы только с конца XVI в. появляются богатые украшения из плетеного Кружево* Благодаря превосходству и тонкости льняной нитки в Бельгии, производство Кружево* там нашло богатую почву для своего развития; действительно, оно так быстро распространилось в этой стране и приобрело, как по исполнению, так и по рисунку такой самостоятельный характер, что вскоре далеко опередило всех своих иностранных соперников. Это и дало повод к предположению, что родина плетеного на коклюшках Кружево* — Бельгия. Во Франции издавна процветали всякие женские рукоделия, вышивки, филейные работы (lacis) и пр. В 1530 г. флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского двора сборник узоров, посвященный им королю Франциску I; почти одновременно появился в Кельне другой сборник рисунков, изданный Квинтелом или Квинти. В этих сборниках находятся собственно узоры, представляющие как бы переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным points, т. е. настоящему Кружево* Во всяком случае почва была подготовлена и потому неудивительно, что когда кружевное искусство перенесено было из Италии во Францию, оно там распространилось с неимоверной быстротой. Первая картина во Франции, где встречается Кружево* — портрет Генриха II в версальском музее. При описании въезда этого короля в г. Лион в 1548 г. говорится о богатых нарядах, украшенных шнурами или Кружево*, так наз. "bisette"; это название, точно также как впоследствии наименование одного рода Кружево* блондой "blonde", происходило, вероятно, от рыжевато-сурового цвета этих Кружево*, т. е. цвета небеленого полотна. Супруга Генриха II, Екатерина Медичи, выписала из Италии некоего Фредерика Винчиоло, который в 1587 г. издал подробный сборник всех существовавших в то время узоров. Вкус к Кружево* вскоре так сильно развился во Франции, что богатые вельможи, выписывая их из Италии и Нидерландов, где они уже достигли высокой степени совершенства, тратили на них громадные суммы. Ими обильно украшали не только различные части как женского, так и мужского туалета, но и обшивали сапоги, украшали мебель, особенно кровати, и даже внутренность экипажей (carosses). Тогдашнее французское правительство не могло не обратить серьезного внимания на значительный отлив денег за границу, вызывавшийся страстью к ношению дорогих иностранных Кружево*, особенно развившейся при Людовике XIV, и так как предпринимавшиеся ограничительные меры не приводили к цели, то, по настоянию Кольбера, сознавшего всю пользу, которую можно было извлечь из насаждения кружевного производства внутри страны, в местностях, где почва уже была для этого отчасти подготовлена, именно в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймсе и др., были основаны королевские мануфактуры, для чего вызвано было, по словам Вольтера, 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии. Успех предприятия провзошел всякие ожидания: способные ученицы не только быстро усвоили себе технику производства, но со свойственным француженкам вкусом внесли в него еще более утонченное изящество. Очень скоро Кружево*, изготовляемые на королевских мануфактурах, особенно знаменитый алансонский "point à l'aiguille", превзошли, по исполнению и красоте, все до тех пор существовавшие и приобрели громкую всемирную славу. Сначала все шитые иголкой Кружево* носили во Франции общее название "point de France"; но вскоре в различных центрах производства, они приобрели совершенно различный характер как по рисунку, так и по свойству сетки, на которой воспроизводились узоры. Алансонские Кружево*, всегда чрезвычайно тонкие и дорогие, с самого появления своего славились неизмеримо больше всех остальных и, хотя производство их иногда несколько и сокращалось, но сохранило и до сих пор свое первенствующее положение. Производство шитых Кружево* процветало также в Аржантоне, но во время революции пришло в упадок и только с некоторого времени опять возобновилось. Теперь город Байе (Bayeux) славится своими шитыми Кружево* и в его мастерских воспроизводятся несколько старинных points. В Алансоне, где вначале подражали только венецианскому point, производство очень скоро приняло совершенно самостоятельный характер и там впервые введен был новый род Кружево* с правильным сетчатым фоном (r é seau), резко отличающийся от неправильных нитей, украшенных разными петельками (пико) гипюрных Кружево* (guipures). Этими последними особенно славится Лангедок. Гипюры, плетеные на колюшках в городе этой провинции Le Puy en Velay, являющемся центром производства, расходятся в огромном количестве. Гипюры бывают нитяные, шелковые и шерстяные; производство их, по исполнению и по употребляемому материалу, применяется ко вкусам времени и к часто изменяющейся моде. Той же специальностью, т. е. гипюрами, занимаются также в Миркуре, в Вогезах, но исполнение Кружево* там более тонкое. Город Орильяк (Aurillac) издавна славился своими золотыми и серебряными Кружево* и производство их составляло в свое время там важную отрасль промышленности. Знаменитое point валансьен сделалось известно только в XVIII ст., когда в этот город было перенесено производство Кружево* из основанной Кольбером мануфактуры в Кенуа (Quesnoy), но оно приняло тут совершенно самостоятельный характер; прозрачная, тонкая, правильная сетка-фон плетется одновременно с узором, и цветы не имеют никакой рельефности, вследствие чего это Кружево* лучше поддается стирке и глажению. До революции город Валансьен был центром всего производства, но потом оно перешло в соседние города и сосредоточивается ныне в местностях между Поперингом, Куртре и Гентом. Есть еще одно французское Кружево*, пользующееся большой известностью — это черное шелковое Шантильи, производство которого основано было в начале XVI I I столетия Екатериной де-Роган. Город Шантильи долгое время был центром всего кружевного дела в Иль-де-Франс, и хотя оно теперь совершенно исчезло из окрестностей Парижа и перенесено в Нормандию, но самое Кружево* все еще сохранило свое прежнее название. Производство его утвердилось теперь около городов Каен (Caen) и Байе, где в настоящее время работает огромное число мастериц (в Байе их более 60000). В этих двух городах выделывается еще род шелкового Кружево*, называемого блондой; название это дано было ему по его суровому цвету, теперь делают только белые и черные блонды. Блонды в настоящее время делаются более на испанский манер, т. е. по шелковой сетке, большими матовыми цветами, плоским шелком. Они употребляются на мантильи, национальный головной убор испанок, и изготовляются преимущественно в Барселоне и, как сказано, в Байе. В Испании, куда кружевное производство перенесено было также из Италии, в старину делали богатые шелковые, серебряные и золотые Кружево*; эти последние, по своему блеску и рельефности узора, были особенно эффектны и под названием "point d'Espagne" пользовались большой известностью. Из Испании и Португалии знакомство с кружевным искусством перешло на остров Мадеру и в Южную Америку, а из Португалии также на остров Цейлон и в Остиндию. В Голландии и Бельгии на производство Кружево* не употребляли ни шелку, ни серебра, ни золота, но тончайшие льняные нитки, которые и доставили фландрским Кружево* вполне заслуженную славу. Здесь характер кружевных рисунков сделался сразу самостоятельным и оригинальным. Страсть фламандцев к растениям и цветам отозвалась и на кружевных узорах, особенно, когда введена была правильная сетка вместо прежнего гипюра. В Брюсселе и его окрестностях издавна делаются великолепные, тонкие, чрезвычайно изящные шитые Кружево* (piont à l'aiguille и point d'application), брюссельские, которые приобрели громкую мировую известность. Теперь на них идет уже не прежняя тонкая льняная пряжа, но простая бумага; впрочем, из этого материала искусные бельгийские мастерицы умеют выделывать такие прелестные изделия, что они раскупаются в большом количестве; вывоз их напр., в Соединенные Штаты, очень велик. В Нидерландах высокой степени совершенства достигло производство Кружево*, плетеных на коклюшках. Эти Кружево* пользовались особенным почетом в прошлом столетии, во время, предшествовавшее великой революции, и ценились, главным образом, за мягкость контуров рисунка, сливающихся с фоном. Из них известны: "point de Flandre", "point de Bruges", "point Duchesse" и особенно "point Mabuis", нежное, мягкое и изящное по рисунку. При производстве Кружево* обыкновенно, а в Бельгии в особенности распространено разделение труда — каждая мастерица имеет свою специальность: одни делают цветы, другие — листья или узоры, третьи готовят сетки (r é seau) и т. п. Под упомянутыми выше "point d'application" известны Кружево*, впервые появившиеся во Фландрии и принадлежащие к числу шитых. При производстве этих Кружево* цветы и др. узоры шьются или плетутся отдельно на особых маленьких плоских пяльцах и потом нашиваются на готовую сетку.
|