Компас

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Компас". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Компас

Компас - (морск.) — важнейший инструмент для кораблевождения, указывающий направление стран света и ту из них, по которой корабль правят. В Европе Компас стал известен с XIII века и с тех пор до настоящего времени постоянно совершенствовался. Общее устройство Компас состоит в следующем: две или несколько магнитных стрелок укрепляются к металлическому ободку, параллельно одному из его диаметров, северными концами в одну сторону; в центре ободка прикрепляется небольшой полый конус, обращенный основанием вниз, в вершине его вставлен твердый камень (агат или сафир) с вышлифованным углублением. К ободку же прикрепляют бумажный кружок с нанесенным на него делением на градусы и румбы. Вся описанная система называется картушкой Компас, конус же с камешком — ее топкой. Картушка своею топкой накладывается на острие (шпильку), устанавливаемое в центре медного котелка, прикрываемого сверху стеклом; на внутренней поверхности котелка делается вертикальная черта, и Компас ставят на корабле так, чтобы плоскость, проходящая через эту черту и центр шпильки, была параллельна диаметральной плоскости корабля, тогда деление картушки, приходящееся против черты, и покажет направление носа корабля, т. е. тот курс, по которому корабль правят. Котелок подвешивается на так называемом Кардановом подвесе к вилке, укрепленной на деревянной колонне или в верхней части особого шкапика, называемого нактоузом. Нактоуз прикрывается сверху медным колпаком с фонарями для освещения Компас ночью, внутри же нактоуза ниже котелка, помещаются приборы для уничтожения девиации (см.), т. е. погрешности Компас, происходящей от влияния на него судового железа. Детальное устройство Компас различно, смотря по их назначению; так, у нас на флоте приняты: главный Компас, путевой Компас, Компас с жидкостью, Компас для миноносок и шлюпочные. Главным Компас называется тот, который ставится на мостике корабля и служит как для того, чтобы следить за курсом корабля, так и для того, чтобы брать пеленги (засечки) береговых предметов для определения по ним места корабля на карте (см. Кораблевождение). Путевые Компас ставятся у штурвалов (рулевое колесо), нактоузы их делают низкими, чтобы рулевым удобно было править. Компас с жидкостью называются такие, у которых котелок наполнен жидкостью; в ней картушка почти плавает, лишь слегка опираясь на шпильку. Они устраиваются для того, чтобы при качке корабля картушка оставалась по возможности спокойной. Картушка наших главных Компас имеет 7,6 дюймов в диаметре и прежде делалась, как показано на фиг. 1-ой и 2-ой, причем брали четыре стрелки, состоявшие каждая из двух полосок, поставленных на ребро, так что концы их были на 15° и 45° от линии NS картушки.

Смотрии так же...